Совет 1: Как проводить социальную работу с детьми

Социальная работа с детьми - занятие ответственное и очень сложное. Ведь с маленьким человеком нужно найти общий язык, сделать так, чтобы он доверился чужому взрослому и поделился своими проблемами. Поэтому необходимо очень тщательно готовиться ко встречам с подопечным и внимательно продумывать детали вашего общения.
Инструкция
1
Если работа затрагивает детей из благополучных семей, например, провести с ними профилактические беседы в школе, задача упрощается. Социальная работа в этом случае заключается в том, чтобы объяснить детям последствия тех или иных поступков или действий. Например, что происходит с подрастающим организмом от выкуренной сигареты или выпитого алкоголя. Сложность в этом случае заключается в том, что дети обычно просто беседу не воспринимают, им кажется, что с ними такого не будет. Поэтому нужно подумать, как их привлечь. Может, как вариант, показать им фотографии поврежденных органов. Психологи уверяют: наглядная агитация действует намного сильнее, чем эфемерные разговоры о том, что может быть вредно для организма.
2
В случае, если ваша социальная работа предполагает помощь детям из неблагополучных семей, здесь нужно готовиться еще тщательнее. Ведь вы должны общаться не только с ребенком, но и с его родителями. Посещать неблагополучную семью нужно регулярно, желательно хотя бы раз в неделю. Это необходимо для того, чтобы можно было контролировать, как ребенок питается, ходит ли он в школу и делает ли уроки.
3
Оставьте свои контактные данные в школе, которую посещает трудный подросток. Так как в асоциальной семье надежды на родителей нет, вам придется самостоятельно контролировать жизнь ребенка и помогать родителям его воспитывать.
4
Обязательно проведение профилактических бесед и с родителями вашего подопечного. Ваша задача - вернуть их к нормальной жизни и помочь им стать для своих детей заботливыми и любящими. Если же беседы не имеют эффекта, оказываемая материальная помощь в виде выдачи продуктов питания не оценивается должным образом, приходится ставить вопрос об изъятии ребенка из семьи. Но это самый крайний случай. Специалисты органов социальной защиты сначала должны сделать все возможное, чтобы сохранить семью.
5
Социальная работа также включает в себя и оформление ребенка из трудной семьи на летний отдых в детские лагеря.
6
Кроме асоциальных семей, предметом внимания специалистов органов соцзащиты становятся и те семьи, где воспитываются маленькие инвалиды. Ответственные за ребенка люди должны помочь ему адаптироваться в мире, найти себя и не чувствовать так остро того, что он урезан в возможностях. Для этого вы должны помогать семье в решении их бытовых проблем. Например, если в подъезде нет пандусов или специальных лифтов для инвалидов-колясочников, вы должны посодействовать и обратиться в управляющую компанию или иную фирму, выполняющую такие функции, с просьбой оформить подъезд так, чтобы маломобильные люди не чувствовали себя обделенными.
7
В рамках социальной работы с детьми ответственное лицо должно помогать им участвовать в выставках, посещать культурные мероприятия и т.д. В том случае, если родители не хотят заниматься своим ребенком или одни не справляются с полноценным развитием ребенка-инвалидам, им жизненно необходима помощь извне. И такой помощью становятся социальные службы.

Совет 2: Как специалисты проводят социальную диагностику

Социальная диагностика - это исследование и анализ состояния социальных явлений и объектов с целью выявления сущности социальных проблем, которые относятся к данному объекту или явлению. Цель социальной диагностики – получить точные данные об объекте изучения или социальном явлении, включая медицинские характеристики. Методы социальной диагностики включают в себя: проведения диагностического исследования и анализ, собранной информации и определение важности проблем.

Проведение диагностического исследования



В начале любого исследования происходит сбор информации об объекте исследования, ознакомление с документацией, изучаются справки, отчеты, статистические данные, изучается нормативная документация по вопросу диагностики, рассматриваются личные дела. Следующим этапом социальной диагностики являются беседы, в которых выясняются основная и дополнительная информация по вопросам исследования, уточняются определенные моменты. Составляя вопросы для беседы, специалист по социальной работе, учитывает опыт и практику проведения таких исследований, а также другие ситуативные особенности.

Особый метод проведения диагностики – наблюдение. По средствам этого метода можно получить дополнительную информацию, которую не удалось выяснить в ходе беседы, психологические особенности, мимику жесты, эмоциональную реакцию на ту, или иную ситуацию, обращается внимание на то, как объект реагирует на трудности, замечания, требования, как меняется его настроение. Метод экспертной оценки включает в себя интервью, анкетирование и тестирование, позволяет получить дополнительную информацию об объекте диагностики. Интервью может быть свободным и формализованным. В первом случае специалист иногда задает вопросы участнику интервью, в отличие от второго метода, где он ведет себя активно, постоянно задавая вопросы, на которые отвечает интервьюируемый.

Анкетирование



Вопросы в анкете должны быть сформулированы просто и коротко, расположены в логическом порядке, для облегчения обработки информации. Широкое применение имеют индивидуальные, групповые, вербальные, невербальные, а также общие и социальные методы тестирования. Тестирование включает в себя тест-опросник с хорошо продуманными вопросами, ответы на которые позволяют судить о психологических качествах тестируемого. Тест – задание, это задание, которое оценивает степень развития тестируемого.

Анализ собранной информации



На основе собранной информации специалист проводит анализ проблем и факторов, которые могли вызвать проблему, влияния факторов, сравнение информации и др. Анализ данных, собранных различными способами начинается с классификации. Критерии классификации: возраст, пол, семейное положение, социальная принадлежность и др. Эти классификационные критерии применяются для диагностики проблем молодежи, безработицы, здоровья, развития в области экономики, социальной политики и других. Анализируют собранную информацию несколькими методами. Метод корреляции выявляет взаимную связь, взаимное влияние факторов, особенностей, которые были выявлены в процессе диагностики, выявляет конфликтные ситуации.

Метод сравнительного анализа проблем специалисты используют для того, чтобы выяснить причины каких-либо явлений, обнаруженных в ходе социальной диагностики. Экспертные методы анализа исследования подразумевают привлечение широкого круга специалистов, в том числе и аналитиков, например для определения уровня психического здоровья детей привлекают в качестве экспертов психотерапевтов и психологов. Метод парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив используют для анализа какой - либо пары альтернативных решений, которые затем ранжируются по степени важности. По окончании проведения анализа очень важна интерпретация специалистами данных, собранных в процессе диагностического исследования, учитывая индивидуальность объекта исследования и обозначение выявленных в ходе диагностики и анализа проблем.
Видео по теме

Совет 3: Как вести работу с беспризорными детьми

Работу с беспризорными детьми можно разделить на четыре этапа. Каждый из них направлен на одну общую цель - привести ребенка в социально-приемлемую среду.
Инструкция
1
На первом этапе работы с беспризорными детьми необходимо провести общую диагностику. Для начала выявите место пребывания детей. Изучите характер жизни ребят, выявите количество постоянных детей в группе, выясните возраст, пол. Необходимо также выявить лидера группы, так как он будет являться посредником в общении с другими. Важно знать, подвергается ли группа детей влиянию каких-либо других взрослых людей. Определение способа заработка ребят также является немаловажным.
2
Далее необходимо провести первичное знакомство. Для такой операции в группу беспризорных детей посылают двух человек: социального работника и психолога. Их внешний вид должен быть демократичен, чтобы не подчеркивать визуальную разницу. Начать общение следует во время отдыха детей, находясь на их территории. В разговоре используйте нейтральные темы.
3
Следующим шагом является непосредственное оказание помощи детям. Дайте им первичную информацию о местах бесплатной помощи, проведите возможные санитарные акции. В зависимости от имеющихся средств проведите материальную помощь (обеспечение медикаментами, едой).
4
Последним этапом является сопровождение перехода ребенка из уличной среды в социально-приемлемую. На данном этапе детям больше всего понадобится психологическая поддержка. Проведите организационную работу по устройстве ребенка в социальные учреждения.
Видео по теме
Источники:
  • "Социальная защита детства в России и за рубежом", Т.Н. Поддубная, 2008.

Совет 4: Где проходят практику социальные педагоги

Социальный педагог аккуратно производит коррекцию детской психики, налаживает отношения ребенка с семьей и со сверстниками. Практика для этого специалиста является одной из самых важных составляющих профессиональной подготовки.
Эта профессия относительно новая, она появилась в 2000 году. Раньше с обязанностями социального педагога справлялся классный руководитель, но со временем специалистами было замечено увеличение числа детей с отклонениями в поведении, возросли число неблагоприятных семей и статистика по детской преступности.

Несмотря на то, что это довольно новая профессия, она существовала еще в более ранние века. Раньше действовали разнообразные благотворительные организации, которые строили приюты для бездомных детей, сирот, обеспечивали воспитание молодого поколения.

Деятельность социального педагога значительно отличается от деятельности педагога-предметника. Социальная педагогика требует иных подходов и знаний к организации обучения и учебной практике.

Социальный педагог осуществляет связь между воспитанником и службами социальной защиты, поддерживает связь с родителями ребенка посредством переписки, посещает их жилища, проводит личные беседы и организует родительские собрания.

Цель деятельности педагога заключается в выявлении причин социальной дезориентации детей. Педагог оказывает воспитанникам социальную помощь, осуществляет связь с семьей и с организациями по трудоустройству подростков, обеспечивает их жильем, пособиями и пенсиями.

Практика помогает практически проверить студенту свои силы, научиться применять знания и навыки, полученные во время учебы. Практика должна иметь непрерывный характер на протяжении всего обучения в университете. Ее цель – это подготовить молодого специалиста к самостоятельной деятельности.

На первом курсе студент знакомится с различными типами социально-педагогических учреждений, их деятельностью, должностными обязанностями и личностными качествами специалистов. Практика длится две недели. Основные места прохождения практики – разнообразные образовательные учреждения, такие как школы-интернаты, детские дома, спецшколы, центры медико-социальной реабилитации детей, здравоохранительные учреждения, благотворительные организации.

На втором курсе практика проходит в тех же видах учреждений, но студенты уже знакомятся с разными категориями детей, с их проблемами. Практика длится три недели. Студент - уже непросто активный наблюдатель, он помощник учителя или социального педагога.

На третьем курсе студенты учатся организовывать отдых детей, исследуют проблемы организации детского досуга. Практика длится в течение четырех недель. Местом ее проведения являются летние лагеря отдыха для детей и подростков.

Практика на четвертом курсе продолжается пять недель. Студент работает не только с ребенком, но и с его окружением, например, семьей, школой, сверстниками. Практика проходит в разнообразных образовательных учреждениях.

Преддипломная практика длится шесть недель и по возможности проходит в учреждении, в котором студент планирует дальнейшую работу после окончания университета. Во время этой практики студент самостоятельно выполняет обязанности социального педагога.
Видео по теме
Полезный совет
Помните, что работать в этой сфере очень тяжело и физически, и морально. Поэтому тщательно взвесьте решение пойти в соцработники. Если вы не выдержите и решите отказаться, сделать это будет сложно - ведь ребенок уже успеет к вам привязаться. А своим отказом от него вы нанесете обделенному малышу еще большую травму.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500