Совет 1: Как провести семинар-практикум

В ВУЗах, как правило, существуют две формы проведения занятий – это лекционные занятия и практические. И если с лекционными занятиями все более-менее понятно, то практические делятся на лабораторные, непосредственно практические, семинары-дискуссии и семинары-практикумы. О последних и пойдет речь. Что бы методика их проведения была более понятна, рассмотрим на примере занятий по психологии.
Вам понадобится
  • План-конспект, свежая пресса, ораторские и организационные способности
Инструкция
1
Основная цель семинара-практикума – приложение теории к практике. На семинарах-практикумах студенты обсуждают проблемные вопросы, находят решения практических ситуаций. Правильность же этих решений оценивают преподаватель и студенты-сокурсники.
2
При разработке плана-конспекта семинара-практикума руководствуйтесь следующими принципами:
- «От теории – к практике». Поставьте перед студентами задачу - привести примеры из реальной жизни для рассмотренного на лекции материала. Например, если это курс по социальной психологии, и вы изучаете установки, попробуйте вместе найти примеры проявления установок и предубеждений, характерных для данной группы. Хорошо, если мнения разделятся – можно обсудить проблему с разных сторон.
- «От жизни к теории» - анализ практики с точки зрения теории. Загляните перед занятием в свежую газету или на сайт с новостями – наверняка вы найдете актуальную тему как пример проявления тех или иных психологических закономерностей в реальной жизни. Или ее предложат студенты – как правило, они занимают активную позицию и готовы говорить на тему того, что их волнует. Попробуйте на этом примере сформулировать теоретические положения и выводы относительно рассматриваемого явления или ситуации.
3
Помните, что все семинары-практикумы – это коллективное творчество студенческой группы, а преподаватель нужен для того, что бы направлять их активность в нужное русло.

Совет 2: Как провести семинар

С недавних пор слово «семинар» стало общеупотребительным и узнаваемым не только среди школьников и студентов, но и для бизнесменов и директоров компаний. С помощью семинара происходит обучение сотрудников компании новым знаниям и навыкам. Поэтому в условиях постиндустриального общества, когда владение информацией является основным фактором успеха в бизнесе, семинары имеют огромное значение.



Для того чтобы правильно провести семинар, необходимо придерживаться определенных правил и требований. Для начала необходимо проанализировать аудиторию, для которой проводится семинар. Ведь методика и содержание семинаров для простых работников и менеджеров будут существенно отличаться. Также не стоит проводить общие семинары для управленцев разного уровня. Отдельно для менеджеров среднего звена, отдельно для более высоких по рагу руководителей. При назначении человека, ответственного за семинар, убедитесь, что он соответствует всем требованиям и сможет обеспечить помещение необходимым техническим оборудованием, провести регистрацию участников, организовать подготовку и раздачу необходимых материалов, успешно реагировать на непредвиденные изменения в ходе работы.

При подготовке помещения нужно предусмотреть указатели, таблички с именами и фамилиями, для того чтобы не возникала путаница и хаос. Вначале, как правило, выступает с вводной речью руководитель компании, либо его заместитель. Основное правило любого семинара – четко придерживаться регламента. Для выступления докладчиков выделяют не более 20-25 минут. Лучше всего ограничиться 10-15 минутами. Лучше больше времени оставить на вопросы и ответы, так как это поможет лучше усвоить заданный материал. Приветствуется использование презентаций, пособий, видеозаписей и т.д. В конце семинара желательно устроить проверку полученных знаний, чтобы увидеть эффективность проведенного мероприятия.

Если мероприятие затягивается, то следует предусмотреть перерыв на кофе. Для этого нужно обеспечить персонал, который будет разливать напитки и разложит печенье или бутерброды на тарелки. Если нужно провести семинар в течение нескольких дней, то логично закончить его фуршетом, организацией концерта или представления. При наличии существенной части иногородних участников, приветствуется организация экскурсии по городу, или, в крайнем случае, по предприятию. Также следует позаботиться о транспорте для участников, как иногородних, так и местных.

 

Источники:
  • проведет семинар

Совет 3: Как составить семинар

Семинар – один из методов дополнительного обучения, широко использующийся в бизнес-сообществе. Зачастую, во время двухдневного семинара слушатели приобретают больше знаний, чем за 2 недели обучения на курсах. Качество этих знаний, а также степень их усвоения во многом зависит от того, как составлен семинар.
Вам понадобится
  • - Тема;
  • - Компьютер.
Инструкция
1
Найдите тему, одинаково интересную потенциальным слушателям и знакомую вам. Если вы в ней не разбираетесь досконально – запаситесь тематической литературой или предусмотрите на подготовительном этапе консультации с более компетентными специалистами. Как правило, тема должна иметь прикладной характер, т.е. отвечать скорее на вопрос «как?», а не «что?». К примеру, разрабатывая такую тему как «Работа с шоколадом», рассчитанную на кондитеров кафе и ресторанов, значительную часть занятий следует посвятить разбору практических приемов. Конечно, можно рассказать об истории шоколада, но уделять этой теме даже час драгоценного времени не стоит. Слушатели получат больше пользы, если вы им расскажете о подготовке шоколада, технологии производства конфет ручной работы, принципах выбора начинки и т.д. Разумеется, сопроводив слова соответствующим видеорядом.
2
Составьте план будущего семинара. Он должен быть четко структурирован и построен таким образом, чтобы за отведенное время вы смогли максимально полно раскрыть тему. В большинстве случаев в день у вас проходит 4 основных модуля. Схема разбивки времени может выглядеть так: утренний модуль – кофе-пауза – первый дневной модуль – обед – второй дневной модуль – кофе-пауза – вечерний модуль. Составляя семинар, это необходимо учесть.
3
Подберите текстовый материал к каждому модулю. Старайтесь подготовить больше практических элементов. В нашем примере это может быть видео с пошаговой инструкцией темперирования шоколада или приготовления глазури. Каждый шаг должен сопровождаться объяснением, что делает специалист, для чего данный шаг необходим и какие именно химические или физические процессы проистекают при этом. Подобный способ донесения материала называется «визуализацией». Он необходим для того, чтобы улучшить восприятие слушателей, пришедших к вам за практическими знаниями, которые они могли бы уже на следующий день применить в своей работе. Наряду с видеорядом имеет смысл подготовить презентации, выполненные в PowerPoint.
Видео по теме

Совет 4: Как написать семинар

Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем профессиональном уровне педагогом, вам необходимо уметь писать планы-конспекты семинаров и проводить их.
Вам понадобится
  • компьютер, литература по теме семинара.
Инструкция
1
Семинар, в отличие от лекции, проводится в одной группе или в одном классе и может быть нескольких видов.
2
Семинары-практикумыИх проведение требует самостоятельной подготовки студентов с помощью лекционного конспекта и списка рекомендуемой литературы. Такие занятия необходимы для закрепления теоретического материала и дают возможность приобрести практические навыки в рамках указанной темы семинара. Составляя план-конспект семинара-практикума, подберите упражнения и задания в игровой форме, позволяющие одновременно задействовать как можно больше учащихся.
3
Семинары-дискуссииИх отличительной особенностью является обсуждение различных вопросов с целью усвоения истины или хотя бы подведения под ними итогов. При подготовке семинара-дискуссии, составьте перечень проблемных вопросов по теме и подберите противоречащие друг другу теорию и факты – это побудит студентов к познавательной активности и обсуждению.
4
Семинар с элементами лабораторного занятияПредполагает обучение исследовательскому подходу и реализуется с помощью апробирования тестов, методик, демонстрации химических реакций, физических опытов и так далее. Подготовьте заранее необходимый стимульный материал и потренируйтесь в выполнении всего того, что вы предложите студентам, самостоятельно. Помните о правилах техники безопасности.
5
Также стоит обратить внимание на возраст своей аудитории и ориентироваться на него при написании семинара.
6
Для средних и старших школьников семинар нужно составлять таким образом, чтобы он формировал коммуникативные навыки подростков. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, активно используйте на семинарах элементы тренингов.
7
В юношеском возрасте формируется мировоззрение и моральное самосознание, идет личностный рост, нацеленный на будущее. Поэтому со студентами на семинарах хорошо использовать весь имеющийся у вас арсенал методов, ведь им необходимо концептуальное всестороннее образование.
Видео по теме
Совет полезен?
Применяйте на занятиях мультимедию и используйте при написании семинара новейшие достоверные источники информации.
Источники:
  • Семинар в ВУЗе

Совет 5: Как провести методический семинар

Семинары, как инструмент обучения и обмена опытом, востребованы в наше время в любой сфере деятельности и активно используются. Они позволяют повысить квалификацию, участвовать в обсуждении и решении проблем, презентовать свои способы разрешения и выполнения задач, т.е. облик семинаров может быть различен. Методический семинар подразумевает передачу разработанных методических приемов, готовых алгоритмов и путей решения той или иной задачи.
Инструкция
1
Подготовительный этап.Четко сформулируйте тему методического семинара и преследуемую цель: например, знакомство с предлагаемыми методиками, изучение алгоритма перехода на их использование, развитие методических навыков и умений применять знания на практике. Исходя из поставленных целей, пропишите шаги, которые необходимо предпринять, чтобы их достигнуть.
2
Соберите необходимый материал, текстовый, наглядный, оформите его необходимым образом, доступным для восприятия. Разбейте на блоки, подтемы, подготовьте презентации, раздаточный и стимульный материал.
3
Продумайте, какие задания для закрепления формируемых навыков вы будете использовать. Используйте активные формы обучения, предполагающие не просто слушание участников семинара, но и живое участие. Это может быть постановка проблемных вопросов, кейс-методы, мозговой штурм, заполнение таблиц, анкет, коллективный анализ, игра и т.д.
4
Четко пропишите ход семинара, т.е. какой материал и в какой последовательности вы будете предлагать. Следите, чтобы чередовалась активность и пассивность присутствующих на семинаре.
5
Пропишите, какие результаты должны быть получены по окончанию семинара, по каким критериям вы и участники семинара поймете, что цель достигнута. Используйте все возможности: анкетирование, опрос, отзывы, сбор предложенных решений, выводов, результатов коллективного творчества.
6
Организационный этап. Найдите помещение для проведения семинара – это может быть помещение вашей организации, сторонней или заинтересованной организации. Договоритесь об условиях его использования.
7
Запланируйте семинар так, чтобы вы могли заблаговременно оповестить заинтересованных в нем участников. Используйте доступные вам методы оповещения участников семинара, заранее оговаривайте условия участия в нем, сроки и условия проведения методического семинара.
8
Проверьте, сколько времени занимает семинар, если нужно, включите в него перерывы. Четко обозначьте время выступления приглашенных специалистов, если вы их приглашаете, а также, кратко ознакомьте их с ходом проведения семинара.
9
Подготовьте помещение так, чтобы все, что вам нужно, было «под рукой», в зоне досягаемости. Продумайте расположение участников семинара. Проверьте работу всех мультимедийных средств, необходимых для работы. Глубоко вдохните, приосаньтесь и с доброжелательной улыбкой встречайте приглашенных!
Видео по теме
Источники:
  • темы методических семинаров

Совет 6: Как подготовить и провести семинар

Перед вами встала задача проведения семинара? Не пугайтесь! Это отличное поле для проявления своих талантов. Семинар может быть и образовательным, и просветительским, и проблемным мероприятием, в зависимости от поставленных целей. Но в любом случае это – открытая форма взаимодействия и обмена опытом между участниками. Отталкиваясь от этого, вы можете применять любые методы и формы обучения, активизации мыслительных процессов и сплочения участников.
Вам понадобится
  • помещение,
  • приглашения,
  • канцелярские товары,
  • компьютер, интерактивная доска или флип-чарт,
  • раздаточные и информационные материалы
Инструкция
1
Уточните или определите тематику семинара, сформулируйте точное название, преследуемые цели и задачи, которые необходимо будет решить на семинаре. Запишите все это на листе бумаги. Уточните, кто будет являться участником семинара – какова будет целевая аудитория по роду занятий и уровню компетенций. Опираясь на это, вы можете выстраивать материал, определять вид подачи, будет ли он достаточно подробным, или ознакомительным.
2
Продумайте время, необходимое для проведения семинара. Тут уже влияют не только важность и сложность поставленных целей, но и ваши собственные ресурсы. Занимаемое время может быть от часа до двух дней. Соответственно, запланируйте перерывы и кофе-паузы, адекватные длительности семинара.
3
Составьте план семинара – какие вопросы и в какой последовательности будут затрагиваться. Самое важное – это, все-таки, содержание, уделите ему особое внимание. Подумайте, какую пользу получат все участники. Какие приемы будут использоваться – презентации ли, круглые столы, работа в группах, или иные, выбирайте исходя из поставленных целей. Учитывайте при составлении и компоновании содержания семинара правила подачи информации, волны работоспособности слушателей. Чередуйте видео- и аудиоматериалы, сопровождайте речь иллюстрациями. Продумайте подробно ход и логическое завершение семинара.
4
Приступайте к организационным вопросам. Подготовьте место проведения семинара. Заранее найдите помещение и договоритесь об условиях его использования. Ознакомьтесь с ним подробно, чтобы не тратить время на решение непредвиденных неприятностей во время семинара.
5
Заранее оповестите участников семинара о времени, месте проведения и условиях его проведения. Разошлите приглашения или поместите объявления в специальных изданиях, СМИ.
6
Подготовьте раздаточный материал: памятки, брошюры, анкеты, опросные листы. Предусмотрите расходные материалы: бумагу, ручки, карандаши, иные канцтовары. Для кофе-пауз подготовьте одноразовую посуду, чайник и, может быть, что-то еще, что позволяет ваш бюджет.
7
Во время проведения семинара будьте собраны, встречайте приглашенных доброжелательно, без суеты. Не позволяйте себе опаздывать или задерживать начало семинара. Поприветствовав, сообщите участникам о целях мероприятия, сориентируйте о запланированных перерывах. Во время проведения семинара вы можете опираться на ваш план, чтобы ничего не упустить. Держите раздаточный материал в порядке и в зоне досягаемости.
Видео по теме
Совет полезен?
Соблюдайте деловой стиль в одежде.
Ведите себя уверенно, говорите громко и четко.

Совет 7: Как провести тренинг по психологии

Необходимость впервые провести тренинг у школьного психолога может возникнуть неожиданно, например, по просьбе директора. Начинающий специалист не всегда бывает готов к поставленной задаче. И выходом из этой ситуации будет не копирование чужих наработок, а подготовка и проведение собственного тренинга по психологии.
Инструкция
1
Определите тему и цели тренинга. Сформируйте их из запроса, данного вам руководителем. Например, сплочение разобщенного коллектива школы или класса в команду или избежание «эмоционального сгорания» у педагогов. Учтите и собственные интересы, т.к. без личной заинтересованности тренинг может получиться скучным. Составьте список тренинговой группы. Оптимально, если в нее войдет от 5 до 15 человек. Распланируйте количество занятий и их продолжительность.
2
Сформулируйте задачу тренинга. Например, исходя из первой цели, задачей может быть помощь в создании конструктивных взаимоотношений и умении взаимодействовать. Подберите подходящие психологические техники. Лучше, если вы разработаете упражнения сами, но можно воспользоваться и известными психотехниками. Выбирайте такие упражнения, чтобы их направленность была различной – на двигательную активность, вербальную или образную. Напишите окончательный сценарий тренинга и планы на разные дни занятия.
3
Поработайте над собой. Успех тренинга напрямую зависит от того, насколько тренер способен донести слушателям вербальную и невербальную информацию. Потренируйте мимику, изобразив перед зеркалом удивление, радость, заинтересованность, испуг и т.д. Поработайте с акустической системой невербальных средств – тембром голоса, темпом речи, громкостью и высотой голоса. Научитесь с их помощью выделять ключевые моменты. Учитесь держать контакт глаз с каждым участником или с подгруппами по 3-5 человек. Идя на тренинг, уделите внимание мелочам. Внешний вид должен быть аккуратным и опрятным.
4
На первом занятии сформируйте правила группы. Общение по принципу «здесь и сейчас» не допускает рассмотрение проблем прошлого и будущего. Следите за активностью всех членов группы и персонифицированностью высказываний – каждый должен выражать только свое мнение. Участники тренинга должны акцентироваться на эмоциональных состояниях и обратной связи. Для этого нужно перестроить общение и начать адекватно говорить о своих чувствах.
5
Создайте доверительную атмосферу. Для этого объявите, что общение в группе будет на «ты» и все должны говорить только правду. Расскажите слушателям о принципе конфиденциальности тренингов, суть которого в том, что происходящее на занятии никуда не выносится и остается только между участниками.
6
Заканчивайте занятия рефлексией. Каждый участник должен высказаться о том, что он приобрел, узнал или понял в этот день. На следующем занятии попросите слушателей рассказать, что произошло у них нового, интересного или смешного. Поощряйте желание участников самосовершенствоваться, анализировать свои поступки, поддерживайте в них оптимизм.
7
На последнем занятии предупредите участников о том, что стоит воздерживаться от совершения необдуманных поступков, которые могут появиться на волне воодушевления после тренинга. Примерно в течение месяца не нужно жениться, менять школу или работу, переезжать и т.д.

Совет 8: Как написать практикум

Практикум – это учебное пособие, содержащее тренировочный материал по той или иной научной дисциплине. Чаще всего сборники практических заданий издаются в комплексе с учебной литературой теоретического характера.
Вам понадобится
  • - теоретическая база по данной дисциплине;
  • - вычислительная техника (для проверки математических заданий).
  • - словари и справочники (для проверки заданий из пособий гуманитарного цикла)
Инструкция
1
Прежде чем приступить к написанию практикума по ряду математических дисциплин, тщательно ознакомьтесь с теоретическим материалом, из которого черпают информацию учащиеся. Опираясь на перечень изучаемых тем, составьте содержание практикума.
2
Если в учебной литературе несколько небольших тем объединены в одну, разделите ее для удобства на части или параграфы, чтобы в процессе работы можно было сразу найти нужные задания.
3
Располагайте задания в каждом разделе по принципу «от простого к сложному». Такая модель легко впишется в структуру учебного плана. Например, при объяснении новой темы сначала будут решать совсем простые задачи, более сложные останутся в качестве домашнего задания (в спокойной и привычной атмосфере ученик еще раз перечитает материал, просмотрит примеры из аудиторной работы и легко выполнит заданное).
4
Включайте в каждую тему несколько однотипных заданий. В этом случае учащиеся смогут быстрее выработать требуемые навыки, больше потренироваться в решении данного типа задач. А это положительно скажется на их успеваемости.
5
После того как вы определитесь со структурой и характером будущего пособия, приступайте к написанию текстов задач. Помните, что формулировка заданий должна соответствовать возрасту и образовательному уровню учащихся.
6
Избегайте сложных, синтаксически перегруженных конструкций и оборотов с двойным отрицанием.
7
Через некоторое время после составления задач решите их самостоятельно или предложите кому-нибудь это сделать. После этого внесите соответствующие правки в задания.
8
Помимо классических задач, являющихся базовой частью практикума, включите в систему упражнений тестовые задания. Включите их либо в начальную, либо в завершающую часть раздела. В начале темы тест поможет вспомнить основные понятия, значимые аспекты, а в завершении послужит инструментом контроля усвоения знаний.
9
Чтобы написать практику для гуманитарных наук, также придерживайтесь данной структуры. С методической точки зрения данный алгоритм универсален, т.к. в его основе лежит ориентация на специфику предмета. Различаться в математических и гуманитарных практикумах будут способы работы и методы проверки знаний учащихся.
Обратите внимание
Проведение семинара-практикума требует от преподавателя свободного владения материалом, в отличии от проведения лекционного занятий, где всегда можно опереться на теорию. Молодых преподавателей это не должно пугать, так как есть хорошая возможность развить навыки работы с группой и закрепить свои знания.
Источники:
  • Семинар в ВУЗе
  • семинар практикум
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500