В младшем школьном возрасте стремление детей к чтению вызвано в большей степени интересом, чем необходимостью, то есть читают они не только то, что предусмотрено программой, но и то, что нравится им самим. Со временем стимул изменится в сторону обязательного списка литературы, но в младших классах дети руководствуются собственными предпочтениями, а также советами родителей и друзей.

Поскольку чаще всего приобщение детей к миру книг начинают со сказок, которые читают им вслух, любовь к ним сохраняется и в начальной школе. Но если у малышей в приоритете сказки о животных, то в младшем школьном возрасте им на смену приходят сказки волшебные и поучительные бытовые. Дети с удовольствием читают не только русские, но и сказки других народов России и мира, а также литературные сказки русских и зарубежных писателей (А.С. Пушкина, П.П. Ершова, С.Т. Аксакова, П.П. Бажова, Н.А. Некрасова, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, Дж. Родари, Р. Киплинга и др.).


В начальной школе детям интересно читать о самих себе, то есть о таких же мальчишках и девчонках. Поэтому уже не одно десятилетие в списке детских предпочтений повести и рассказы Н. Носова («Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка», «Фантазеры» и др.), В. Драгунского («Денискины рассказы»), А.П. Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Чук и Гек» и др.), И. Пивоваровой («Рассказы Люси Синицыной»), Л. Каминского («Понедельник – день тяжелый»), стихи Г. Остера («Вредные советы») и Л. Фадеевой («Первое сентября», «Непосильная работа», «Перемена» и др.). Кроме того, большой любовью ребят пользуются произведения Э. Успенского («Дядя Федор, пес и кот», «Большая книга ужастиков», «Школа клоунов»), А. Волкова («Волшебник Изумрудного города»), Е. Велтистова («Приключения Электроника»), К. Булычева «Приключения Алисы»).

Среди зарубежных авторов дети выбирают книги А. Линдгрен («Малыш и Карлсон», «Все о Мадикен», «Мы все из Бюллербю», «Пеппи Длинныйчулок»), Л. Кэролла («Алиса в стране чудес»), Д. Роулинг (серия о Гарри Поттере), а также романы Марка Твена и Жюля Верна.

В начальных классах интересы школьников довольно обширны. Они любят читать книги о природе, растениях и животных (В. Бианки, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Куприна), адаптированные мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима, религиозные сказания («Детская Библия», «Коран для детей») и многое другое.

Особую ценность для детей младшего школьного возраста представляют различные энциклопедии, в том числе тематические, поскольку содержат необходимый объем информации, изложенной в доступной форме. Несмотря на большой выбор современных красочных изданий, в фаворитах уже много лет остается «Почемучка».

По-прежнему актуальны детские журналы: родители выписывают и покупают, а дети с удовольствием читают «Веселые картинки», «Мурзилку», «Свирель», «Тошку». Большой популярностью пользуются периодические издания по мотивам мультфильмов («Винкс», «Мокси», «Принцесса», «Тачки», «История игрушек» и др.). Кроме того, школьники проявляют интерес и к газетам и журналам для взрослых: девочки следят за жизнью звезд шоу-бизнеса и модой, а мальчики предпочитают страницы, посвященные спорту и автомобилям.