Совет 1: Как ученые будут наблюдать прохождение Венеры по диску Солнца 6 июня

6 июня 2012 года жители планеты Земля имели возможность наблюдать редчайшее астрономическое явление, а именно прохождение Венеры по солнечному диску. Транзит Венеры фактически представляет собой аналог того, что происходит при солнечном затмении. Однако из-за большого расстояния планеты от Земли видимый ее диаметр в 30 с лишним раз меньше лунного, поэтому Венера не может закрыть солнечный диск. Она - лишь небольшое темное пятнышко на его фоне.

Транзит Венеры наблюдается, когда она оказывается между Землей и Солнцем, на одной прямой с ними. Редкость данного явления объясняется тем, что плоскости орбит Земли и Венеры расположены под углом относительно друг друга. Транзиты происходят парами – два декабрьских прохождения с интервалом восемь лет, затем два июньских, с тем же промежутком времени между ними. Интервал между парами - 121,5 года, а между второй парой и концом цикла – 105,5. Затем все повторяется. Весь цикл составляет 243 года. Таким образом, следующую пару прохождений можно будет наблюдать в 2117 и 2125 годах.
Продолжительность цикла – величина стабильная. А вот последовательность интервалов между прохождениями изменяется. Ныне существующая сохранится до 2846 года. В последующие годы интервал между парами прохождений будет составлять 129,5 лет.
В 2012 году «малый парад планет» можно было наблюдать почти во всех районах земного шара. Исключение составили Южная Америка, Западная Африка и Антарктида. На территории России это явление наблюдалось практически повсеместно, но полностью только на Дальнем Востоке и в северных регионах страны.
Транзит Венеры 2012 с большим интересом наблюдали ученые и астрономы – любители во всем мире. В частности, был задействован орбитальный телескоп «Хаббл». Направлен он был на Луну, поскольку интенсивное солнечное излучение могло повредить его светочувствительную матрицу. Ученые должны были обнаружить изменение яркости спутника Земли, связанное с тем, что небольшая часть Солнца была закрыта Венерой, и, с помощью спектроскопии, исследовать химический состав ее атмосферы. С помощью эксперимента планировалось установить, можно ли таким методом изучать атмосферы других планет.
Были задействованы также зонд НАСА SDO, японский Hinode и европейский «Венера-Экспресс». Последний работал вместе с командой ученых на Шпицбергене. Был проведен также эксперимент «Сумерки Венеры», в ходе которого ученые наблюдали транзит одновременно из разных регионов мира. В частности, планировалось выяснить, как именно в 1761 году Михаил Ломоносов обнаружил атмосферу Венеры, и более детально изучить ее состав. За транзитом наблюдал также экипаж Международной космической станции.

Совет 2: Как часто можно наблюдать Венеру на фоне Солнца

Прохождение Венеры по солнечному диску - редкое и интересное астрономическое событие, наблюдать за которым может далеко не каждое поколение землян. Событие происходит всякий раз, когда Венера принимает строго определенное положение относительно Солнца и Земли.

Впервые прохождение Венеры по солнечному диску было предсказано великим немецким ученым И. Кеплером еще в 1631 году. Он же рассчитал и периодичность наступления астрономического события: через 105,5 лет, затем через 8 лет, потом через 121,5 года, опять через 8 лет, вновь через 105,5 года и так далее. В XXI веке было зафиксировано как раз два прохождения Венеры: 8 июня 2004 года и 6 июня 2012 года. Предыдущие происходили в 1874 г. и 1882 г., а наши потомки увидят их в 2117 г. и в 2125 г. соответственно.

Наблюдать прохождение Венеры по солнечному диску можно при помощи закопченного стекла, бинокля, подзорной трубы либо телескопа. Существует и другой способ наблюдения. Так, если направить прибор на солнце и не смотреть в окуляр, а разместить на некотором расстоянии от него лист белой бумаги, на листе можно увидеть увеличенное изображение Солнца с его пятнами и проходящую Венеру. Подобный эффект возникает в результате рассеивания лучей окуляром.

26 мая 1761 года одновременное наблюдение за этим астрономическим событием провели около 100 ученых, находившихся в различных точках земного шара, что позволило вычислить расстояние до Солнца. Этот способ расчета астрономической единицы был предложен известным ученым Э. Галлеем еще в 1691 году. Согласно этому методу, необходимо было зафиксировать с удаленных друг от друга позиций точное время от начала первого касания Венерой края солнечного диска до последнего.

В наблюдении 1761 года участвовал и М. В. Ломоносов. Планета на фоне солнечного диска выглядит как маленький черный кружок. При этом в момент первого «касания» Венерой Солнца вокруг нее можно увидеть тонкую светлую кайму. Именно на нее и обратил внимание Ломоносов, сделав вывод, что кайма эта видна из-за преломления газами атмосферы планеты солнечных лучей. Иными словами, величайшим российским ученым было сделано важное открытие: у Венеры имеется атмосфера.

Совет 3: Что такое прохождение Венеры по диску Солнца

Прохождение по видимому с Земли диску Солнца - астрономическое явление, которое возможно лишь для двух планет Солнечной системы - Меркурия и Венеры. Одно из них - «транзит» Венеры - состоится 6 июня 2012 года. Венера - вторая по расстоянию от Солнца планета нашей системы. Ее размеры схожи с земными - площадь поверхности лишь на 10% меньше, а общая масса отличается на 19%. Наименьшее расстояние до этой планеты - почти 41,5 миллион километров.

В Солнечной системе есть восемь планет, вращающихся вокруг единственной в этой системе звезды - Солнца. Физическими законами обусловлено это вращение так, что плоскости всех восьми орбит почти совпадают, поэтому иногда на линии между Солнцем и теми из них, что расположены дальше от Солнца, оказываются их собратья с более близкими к светилу орбитами.

Размеры самой большой планеты несравнимы с размерами звезд, даже относящихся, как Солнце, к классу желтых карликов - средний диаметр нашего светила в 109 раз больше земного. Поэтому, а также из-за огромных расстояний между орбитами, с поверхности любой из планет другая планета выглядит лишь небольшой точкой на фоне солнечного диска. Это явление - видимое с поверхности одного небесного тела перемещение другого на фоне Солнца - и называется транзитом или прохождением тела по солнечному диску.

Земля движется по третьей, если считать от Солнца, орбите, ближе нее к светилу лишь Меркурий и Венера. Эти две планеты и оказываются иногда на линии между нами и ближайшей звездой. Последнее по времени прохождение Венеры произошло восемь лет назад - 6 июня 2004 года, а два следующих состоятся только в будущем столетии - в декабрях 2117 и 2125 годов. Время, которое можно будет наблюдать «Утреннюю звезду» на фоне Солнца, обусловлено скоростями вращения вокруг светила обеих планет - оно составит примерно шесть часов. В восточных регионах России, если позволит погода, прохождение можно будет наблюдать полностью. В Европе же это явление начнется еще до восхода светила, поэтом увидеть можно будет только вторую часть небесного спектакля. Разумеется, смотреть на Солнце невооруженным глазом не следует, нужна какая-либо затемненная оптика, можно солнечные очки. Путь Венеры будет лежать по хорде, которая отсечет в верхней части диска примерно его пятую часть.

Совет 4: Что такое прохождение Венеры по солнечному диску

6 июня 2012 года жители большинства регионов Земли стали свидетелями уникального, редчайшего астрономического явления – прохождения Венеры по диску Солнца. В следующий раз транзит можно будет наблюдать более чем через 100 лет – в 2117 году.

Транзит Венеры – захватывающее зрелище: в течение нескольких часов планета проходит точно между Солнцем и Землей, закрывая небольшую часть светила. Венера при этом выглядит как маленькая точечка или шарик. Хотя ее диаметр в четыре раза больше, чем у Луны, в отличие от спутника она не может загородить все Солнце, поскольку находится на большем расстоянии от Земли, чем Луна.

В этом году Венера прошла по Солнцу до прохождения через нисходящий узел ее орбиты, поэтому траектория движения находилась в верхней части светила.

Прохождение Венеры по солнечному диску – одно из немногих предсказуемых астрономических явлений. Его описывали еще древние греки, китайцы, персы, арабы, майя и многие другие народы. Оно случается четыре раза в 243 года: дважды в декабре с перерывом в 8 лет и спустя 121,5 года дважды в июне (с таким же перерывом). В 1639 году англичанин Джереми Хоррокс впервые провел наблюдение за проходом Венеры по Солнцу с научной целью. А 250 лет назад, в 1761 году великий ученый Ломоносов, следя за транзитом прямо из окна своего дома, открыл атмосферу Венеры.

Наблюдать это завораживающее явление можно только, предприняв меры предосторожности, в противном случае можно серьезно повредить сетчатку глаз. Смотреть на яркое Солнце нужно через специальное стекло (или хотя бы закопченное обычное), подзорную трубу, бинокль. Но лучше всего – через телескоп. На оптику при этом следует поставить темный фильтр. В самом крайнем случае подойдет даже защитное стекло электросварщиков или же гибкий диск разломанной дискеты.

В России прохождение Венеры смогли полностью увидеть жители Сибири и Дальнего Востока. Любопытнее всего было вступление планеты на солнечный диск (так называемый «эффект капли»), произошедшее на рассвете. Москвичам увидеть феномен помешали погодные условия – высокая облачность. Совершенно не было видно явления в большей части Африки, Южной Америки и во всем Атлантическом океане.

Источники:
  • Прохождение Венеры по диску Солнца в 2012 году