Конечно, в более широком смысле религию можно рассматривать как инструмент управления обществом. Но если абстрагироваться от исторических процессов, в которых духовенство имело влияние на светскую, экономическую и политическую стороны жизни, остается только внутреннее ощущение человека. С верой напрямую связано понятие духа, души. Во многих учениях дух, в отличие от бренной физической оболочки, бессмертен. Человек боится неизвестности, которая ждет его за последней чертой, ведь инстинкт выживания заложен самой природой. Вера же дает человеку надежду на то, что его жизненный путь не закончится биологической смертью организма, она помогает преодолеть страх перед физическим исчезновением. Внутренняя связь человека с верховным божеством может строиться на разных условиях: на страхе, уважении, подобострастном поклонении, почти равноправном партнерстве, любви. Такое разнообразие проистекает из того, что к вере приходят разными путями и по разным причинам. Кого-то с детства воспитывают в страхе перед тем, что за неправильные поступки кем-то могущественным и всевидящим уготовано строгое наказание. Кому-то рассказывают о милосердии и всепрощении бога, его постоянной заботе о своих земных чадах. Другим просто необходим «козел отпущения», на происки которого можно списать свои личные неудачи и промахи. Вера – мощный стимул как для вдохновенного действия, так и для обреченного бездействия. Это – попытка человека определить свое место в структуре мироздания и придать смысл своему существованию. Способ избавиться от одиночества (бог вокруг, он всегда рядом) и возможность почувствовать себя значимым винтиком в общей системе взаимодействий всего существующего в природе. Это истовая надежда на то, что жизнь – не простой биологический процесс, а часть великого духовного таинства.