Совет 1: Вальпургиева ночь: когда наступает время ведьм

Ежегодно с 30 апреля на 1 мая большая часть Европы отмечает Вальпургиеву ночь, которая стала известной во всем мире после выхода романа Иоганна Вольфгана Гете «Фауст», где в одном из эпизодов главный герой отправлялся на шабаш ведьм вместе с Мефистофелем.

О появлении и значении Вальпургиевой ночи существует как минимум две версии. Традиционно было принято считать, что в это время все ведьмы и вурдалаки встречались на горе Брокен и устраивали мистерию, сопровождая ее колдовством у костров, изготовлением магического зелья, а также бесчисленными совокуплениями с дьяволом. На шабаше они всеми силами старались задержать приход весны, а также наводили проклятия на весь человеческий род. Чтобы не допустить порчи, люди в эту ночь защищали себя и свои жилища молитвами и звонили в церковные колокола. Со временем данное поверье разлетелось по всему миру, обросло новыми мифами и «доказательствами», а затем стало прекрасной основой для литературных произведений писателей разных эпох.

Вторая версия менее мистифицирована. Она гласит, когда-то давно на территории современной Скандинавии и Германии существовало языческое поверье, связанное с празднованием дня плодородия. Дело в том, как только христианство начало распространяться и укрепляться на большинстве земель, престарелые язычники далеко не сразу смирились с этим. Поэтому ежегодно в ночь с 30 апреля на 1 мая они уходили в лес подальше от посторонних глаз, разводили костры и благодарили бога солнца за щедрые дары, которые преподносит им земля. Так язычники встречали весну. Вряд ли когда-нибудь точно станет известно, молва ли обвинила этих людей в связи с нечистой силой или они сами решили распустить этот слух, чтобы защитить себя от любых попыток привлечь их к единой вере.

Название праздника связано с именем святой Вальбурги (или Вальпурги), которая жила в VIII веке на территории современной Великобритании. Ее отцом был один из королей Западной Саксонии. Перед тем как отправиться в паломничество на Святую Землю, он оставил маленькую Вальбургу в Уинборнском монастыре, где она прожила не менее 26 лет. Там она обучилась нескольким языкам и была настолько образованной, что англичане до сих пор считают ее одной из первых писательниц в странах Англии и Германии. Вальбургу также называют покровительницей моряков, потому что однажды ей с помощью молитвы удалось усмирить шторм.

Спустя сотню лет после смерти ее могила была осквернена, что вызвало появление тени монахини. Позже, когда останки Вальбурги перевезли и оставили в одной из скал, они начали источать масло, исцелившее многих людей. Это произошло именно 1 мая. Затем монахиню канонизировали. Вот так языческие и христианские мотивы нашли отражение в известном европейском празднике.

Совет 2: Что такое Вальпургиева ночь

Вальпургиева ночь – праздник, пользующийся не меньшей известностью, чем Хэллоуин. Однако сегодня он практически не отмечается. Возможно, все дело в том, что это торжество предназначено не для людей, а для нечистой силы.

Вальпургиева ночь приходится на канун 1 мая. Прежде всего, она известна как главный шабаш ведьм. Кроме того, это древний языческий праздник плодородия. Название торжеству дали немцы, как ни странно, посвятив его святой Вальпургии, известной своим подвижничеством и многочисленными совершенными чудесами.

Через 100 лет после смерти святой Вальпургии, епископ Айштадтский решил восстановить монастырь, где покоились ее останки. Рабочие потревожили могилу Вальпургии, и ее грозная тень ночью явилась самому епископу, очень сильно его испугав. Вскоре после этого (как раз 1 мая) останки монахини были перевезены в Айштадт и захоронены в одной из пустот, образовавшихся в скале. Неожиданно из скалы начал вытекать источник целебного масла.

Появление тени святой Вальпургии вызвало немало пересудов, которые и привели к тому, что ее имя было присвоено главному празднику нечистой силы. В Средние века возникло поверье, что на Вальпургиеву ночь приходится пиршество ведьм. Ведьмы садятся на свои метлы и слетаются на вершины гор. Особой популярностью пользуется у них «лысая гора» Броккен.

Впрочем, Вальпургиеву ночь отмечают не только ведьмы, встречаются на этом праздники русалки, феи и эльфы. Их главное развлечение – затеряться среди людей и обмануть их, прикинувшись обычным человеком. Они очень радуются, если удастся угостить смертного мухомором или гнилушкой, превращенными в пряник или булочку.

Главное развлечение эльфов и фей – очаровать и влюбить в себя неразумного парня или девушку. Случается им так заморочить несчастной жертве голову, что она всю дальнейшую жизнь чахнет от тоски в ожидании таинственного возлюбленного.

В селах накануне Вальпургиевой ночи проходила церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых сжигалось чучело ведьмы, звонили церковные колокола, в домах развешивались веточки рябины.

События Вальпургиевой ночи нашли отражение в таких выдающихся произведениях мировой литературы, как «Фауст» Гете и «Мастер и Маргарита» Булгакова. А героиня сказки немецкого писателя Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга» на протяжении всей волшебной истории мечтает попасть на празднование Вальпургиевой ночи.

Видео по теме

Совет 3: Как проходит Вальпургиева ночь

Древнее сказание гласит: в ночь с 30 апреля на 1 мая на горе Броккен собираются на шабаш ведьмы, черные маги и колдуны. Пиршество и пляски разнообразных представителей нечистой силы продолжаются до утра. А последствия таинственной Вальпургиевой ночи еще долго ощущают на себе жители окрестных сел и городков.
Инструкция
1
Свое название ведьмовской праздник, как ни странно, получил от имени святой. Английская монахиня Вальпурга в 748 году приехала в Германию, чтобы основать здесь монастырь. Была она женщиной добропорядочной, трудолюбивой и приветливой. Местные жители уважали ее. После смерти Вальпурга за особые заслуги перед германской церковью была причислена к лику святых. Днем памяти монахини определили 1 мая. Так и оказался шабаш под своеобразным покровительством святой Вальпурги.
2
Ночь наступления последнего весеннего месяца во многих европейских странах издревле отмечалась с особой торжественностью. Язычники праздновали окончание зимы и радовались наступлению теплого времени года. Распространение христианства заставило приверженцев древних обрядов скрываться. Шумные первомайские гуляния стали проводиться в тайне, в труднодоступных и скрытых от посторонних глаз местах: в чаще леса, на вершине горы. Люди издалека видели отблески огня и слышали громкое пение. Лунный свет добавлял ритуалу язычников таинственности. Потому и решили христиане, что происходящее в ночь на 1 мая – шабаш нечистой силы.
3
Старинные предания описывают Вальпургиеву ночь как безудержное и безграничное веселье. Ведьмы жгли огромные костры, прыгали через них, устраивали дикие пляски вокруг огня. Потом они «обручались» с Сатаной, помечая себя знаком нечистой силы. После Вальпургиевой ночи ведьмы получали необыкновенные колдовские способности.
4
Свои магические силы участники шабаша поддерживали с помощью особого крема, приготовленного из соков омелы, зверобоя, болиголова и других трав. Чудотворное средство и сегодня пытаются изготовить и продать туристам предприимчивые немецкие умельцы.
5
Основным местом всемирного сбора ведьм считается гора Броккен в германском горном массиве Гарц. Местные жители называют ее вершину Хексентанцплац, что в переводе с немецкого означает «место танца ведьм». Добраться сюда вполне можно без ступы и метлы. Из городка Тале вдоль скалистого ущелья, поэтично именуемого Дьявольской стеной, проложена до горы канатная дорога.
6
С конца XIX века Броккен прочно вошла в список популярных туристических маршрутов. В ночь на 1 мая 1896 года здесь прошел первый организованный «шабаш». Переодетые ведьмами, колдунами, магами люди танцевали вокруг костров, пели народные песни и прославляли Вальпургу. Позже праздник дополнился театрализованными представлениями, фокусами, сеансами магии и гаданий.
7
Центральное событие ночи – сжигание чучела ведьмы. Яркий костер символизирует очищение. В него принято бросать не только сухие ветки, но и старые вещи. Вместе с хламом человек «сжигает» собственные плохие мысли, ошибки, недобрые поступки. Очищаясь светом огня, он получает возможность начать жизнь с чистого листа. А чтобы надолго сохранить память о таинственной Вальпургиевой ночи, туристы увозят с собой сувенир – фигурку броккенской ведьмы.
Видео по теме
Что такое Вальпургиева ночь
Связанная статья
Что такое Вальпургиева ночь

Совет 4: Почему люди спят ночью

По продолжительности сна человек не является «рекордсменом» среди животных, и все же он проводит в этом состоянии весьма значительную часть времени – в среднем 8-9 часов, это примерно треть суток.
Продолжительность сна – показатель индивидуальный, одни люди спят меньше, другие больше. Но что объединяет большую часть человечества, так это привычка спать в темное время суток. Можно объяснить это сложившейся традицией: ребенка с младенчества приучают укладываться спать на ночь, взрослый вынужден спать по ночам потому, что общественная жизнь в это время останавливается – не работают ни магазины, ни какие-либо учреждения, ни общественный транспорт. Но чтобы такая традиция сложилась в глубокой древности, она должна была иметь какие-то истоки, коренящиеся в человеческой природе.

Причины ночного сна

Человек – не единственное живое существо, у которого период активности приходится на светлое время суток, а сон – на темное. С рассветом просыпаются птицы, да и среди млекопитающих дневных животных намного больше, чем ночных.

В регуляции циркадного ритма – суточного цикла бодрствования и сна, ведущую роль играет гормон мелатонин, продуцируемый эпифизом. Вырабатывается он только в темноте, этим и объясняется ночной сон. Такой механизм закрепился в ходе эволюции потому, что он был залогом выживания для предков человека.

Ведущим ощущением для людей и других приматов является зрение, посредством его человек получает около 80% информации. Попадая в человеческий глаз, свет рассеивается. В нем нет специальных клеток, фокусирующих свет – как, например, у кошки, поэтому в темноте человек видит крайне плохо.

До изобретения искусственного освещения человек по ночам оказывался беспомощным: ему было трудно добывать пищу и спасаться от хищников. Следовательно, особи, у которых период активности приходился на ночное время, быстро погибали. Выживали и оставляли потомство те, чей циркадный ритм позволял бодрствовать днем, а для сна оставлять ночь.

Ночь в культуре

Если днем древний человек мог ощущать себя «хозяином положения», ночью он чувствовал себя неуверенно, как на «чужой территории», где он не может хорошо ориентироваться. По этой причине противопоставление дня и ночи, характерное для многих культур, представляет собой вариант бинарной оппозиции «свое-чужое», спроецированной не на пространство, а на время.

С глубокой древности ночь представлялась чем-то пугающим. Вплоть до 18 века существовало поверье, что ночной воздух содержит вредные для здоровья испарения. С темным временем суток легенды связывали деятельность колдунов и фантастических существ, враждебных человеку.
Человек усматривал нечто опасное, демоническое и в животных, ведущих ночной образ жизни. Именно поэтому слагались легенды о волках-оборотнях, кошки считались помощницами ведьм, а бесов на картинах и фресках часто изображали с перепончатыми крыльями как у летучих мышей.

Тень древнего страха, порождаемого ночью, живет и в душе современного человека. Правда, в настоящее время этот страх чаще определяется реальными причинами. И все же ночью человек гораздо больше боится стать жертвой преступников, хотя подобное может случиться и днем.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500