Совет 1: Почему не решен вопрос о транзите грузов НАТО через Пакистан

Прошло около десяти лет с момента начала в Афганистане военной операции с участием стран НАТО, но ситуация там далеко не стабильна. Несмотря на это, альянс наметил вывод боевых частей из страны на конец 2014 года. Для осуществления такого решения необходимо провести ряд организационных мероприятий, включающих, в том числе, выведение техники и военных грузов. Дело осложняется тем, что до сих пор не решен вопрос о транзитном перемещении грузов НАТО через соседний Пакистан.

В ноябре 2011 года Пакистан закрыл транзит грузов Североатлантического альянса через страну. Поводом для этого послужила неудачная военная операция НАТО, в ходе которой двадцать четыре пакистанских военнослужащих стали жертвами авиационного удара, совершенного по ошибке. Блокада со стороны Пакистана сильно осложнила положение группировки НАТО в регионе.

Все попытки руководства НАТО возобновить транзитное перемещение своих грузов через территорию Пакистана наталкиваются на нежелание Исламабада пойти на уступки. И хотя на саммите НАТО, прошедшем в Чикаго, было заявлено о прогрессе в переговорах, их ход не устраивает ни одну из сторон. Камнем преткновения стала запрашиваемая Пакистаном сумма за перевозку грузов по своей территории. Каждый транзитный контейнер может обойтись НАТО в $5000, что альянс считает неприемлемой ценой. В качестве одного из условий снятия блокады пакистанская сторона выдвигает также требование принести официальные извинения за гибель своих военных по вине сил Североатлантического альянса.

Транзит через Пакистан стал бы для НАТО более выгодным в сравнении с перевозками по территориям других сопредельных Афганистану государств. Путь к порту Карачи является кратчайшим до залива, что упрощает и удешевляет передислокацию сил и средств. Заинтересованность в перевозке армейских грузов выражают также пакистанские водители грузовиков и бензовозов, для которых вынужденный простой оборачивается финансовыми трудностями, сообщила Русская служба BBC.

А тем временем высшее руководство НАТО заявило о достижении принципиального соглашения с рядом стран Средней Азии о вывозе оборудования альянса через их территорию. Казахстан, Киргизия и Узбекистан пошли навстречу предложениям западных военных, сообщило «Радио Свобода» в начале июня 2012 года. Переброска грузов будет осуществляться по специальному графику по мере сворачивания военной операции на территории Афганистана.

Совет 2: Почему Пакистан обвинил США в использовании климатического оружия

В конце мая 2012 года официальный представитель правительства Пакистана Д. Малик заявил в интервью журналистам, что его страна является одним из наиболее уязвимых государств планеты с точки зрения изменения климата. По утверждению чиновника, причиной некоторых аномальных климатических явлений в Пакистане является применение специального оружия.

Федеральный секретарь Пакистана по изменению климата Джаваид Малик привел в качестве подтверждения своих слов ряд бедствий стихийного характера, произошедших в стране за несколько последних лет. Он также упомянул о нескольких авиационных катастрофах, обстоятельства которых счел загадочными.

Малик утверждает, в частности, что причинами происшествия на одном из ледников, когда погибли пакистанские военные, виноваты не природные катаклизмы, а направленные лазерные лучи. Источником воздействия якобы был один из американских военных спутников. Лавины и метели, по словам Малика, не имеют к происшествию никакого отношения, виной всему – активные действия NASA.

Свои обвинения Д. Малик основывает на информации о том, что с начала 90-х годов прошлого века ученые США ведут активные работы в области управления ионосферными явлениями. По всей видимости, имеется в виду таинственный проект HAARP, основные объекты которого расположены на Аляске. Результаты исследований в этой области тщательно засекречены и недоступны мировой общественности. Это позволило Джаваиду Малику утверждать, что основным мотивом агрессии со стороны США с использованием климатического оружия является борьба за ресурсы и влияние над суверенной территорией Пакистана.

Сетевое периодическое издание «Монависта», приводя слова Малика, не комментирует достоверность излагаемых им фактов. А вот профессор Владимир Лапшин, директор Института прикладной геофизики Росгидромета, с недоверием относится к подобным версиям. В опубликованном в «Комсомольской правде» интервью он утверждает, что слухи о возможном применении климатического оружия в отношении какого-либо из государств противоречат обычной логике. Большинство аномальных природных явлений, в частности, чрезвычайно высокие температуры, наблюдаются периодически во многих государствах, включая США.

Глубинные причины заявлений, подобных тому, которое сделал Д. Малик, кроются в клубке противоречий в отношениях, складывающихся между США и Пакистаном. В стремлении привлечь на свою сторону мировую общественность Пакистан, очевидно, считает возможным использовать и обвинения в применении климатического оружия, хоть подобные военные угрозы и представляется стороннему наблюдателю маловероятными и весьма экзотическими.

Видео по теме

Совет 3: Усиленный контроль за транзитом продуктов из Белоруссии с 24 ноября

Факт введения новой системы усиленного контроля с 24 ноября 2014 года озвучил Алексей Алексеенко, представитель Россельхознадзора. По его словам, все фуры станут проходить дополнительную процедуру осмотра на российско-белорусской границе, даже если их уже проверили специалисты из дружественного государства.

По словам господина Алексеенко, цель введения данного нововведения – лучший и более эффективный контроль за возможными недобросовестными поставками продуктов питания из запрещенных стран (государства-члены ЕС, США, Канада, Австралия и Норвегия). Так руководство Россельхознадзора подозревает, что часть продукции из грузовиков, следующих через Россию в Казахстан и другие страны, может незаконно оседать в стране.

Алексей Алексеенко также отметил, что у российской стороны достаточно компетентных сотрудников, которые смогут досматривать все фуры на шести пограничных КПП. То есть контроль за эпизодическими рисками станет вестись со всей возможной эффективностью.

Но не все отраслевые специалисты и предприниматели так позитивно смотрят на сложившуюся ситуацию. К примеру, Александр Кнобель, сотрудник Института Гайдара, считает, что фактически господин Алексеенко сообщил о запрете транзита из Белоруссии. Тем более что договоренности, заключенные между государствами-членами Таможенного Союза, не исключают одностороннего введения подобных мер. Последний, чисто юридический факт, подтвердил и Илья Рачков, партнер компании King & Spalding, рассмотревший условия договора о Евразийском экономическом Союзе.

"Я понимаю обеспокоенность российской стороны, но, на мой взгляд, наш контроль является вполне достаточным и доскональным. Мы проверяем каждую фуру, сравниваем фитосанитарные свидетельства и другие сопроводительные документы. Сбоя тут быть не может, разве что только в очень единичных случаях. Если Россия не доверяет и хочет проводить повторную процедуру – пожалуйста, но я считаю это напрасной тратой сил," - сказал сотрудник одного из КПП белорусской стороны.

Видео по теме

Совет 4: Какая сейчас ситуация в Афганистане

21 сентября 2014 года после двух туров непростых выборов определился новый Президент Афганистана. Им стал 65-летний Ашраф Гани Ахмадзай. Его соперник по президентским выборам Абдулла Абдулла возглавит правительство.
Упорная борьба за пост нового Президента Афганистана продолжалась с апреля 2014 года, когда был проведен первый тур выборов. Его результаты признали спорными, после чего и был объявлен второй тур, результаты которого вновь не принесли однозначного ответа на вопрос – кто избран Президентом страны.

Итоги выборов

Почти месяц после проведенного второго тура выборов политическая жизнь Афганистана находилась в опасном тупике, выход из которого был найден в результате договоренностей, при посредничестве ООН и США. Для того чтобы избежать радикальных столкновений, политические противники пришли наконец к соглашению, в результате которого бывший министр финансов Ашраф Гани Ахмадзай, выдающийся интеллектуал и бывший чиновник Всемирного банка, стал Президентом Афганистана. Он будет отвечать за стратегические функции. Бывший министр иностранных дел Абдулла Абдулла, по образованию врач-окулист, стал Исполнительным директором правительства (номинально должность премьер-министра в Афганистане отсутствует). В его обязанности будет входить ежедневные проблемы страны. Теперь именно эти двое должны будут решать множество проблем и из всех существующих три основные:

- вывод американского военного контингента из страны, который должен завершиться до конца декабря 2014 года;
- возобновление переговоров с «Талибаном», который, во многом благодаря амнистии, объявленной предыдущим президентом страны Хамидом Карзаем, вновь усилил свои позиции;
- тяжелое экономическое положение.

Ближайшие перспективы

Президент Гани еще будучи на посту министра финансов зарекомендовал себя как технократ с четким видением реализации намеченных проектов для социально-экономического обновления страны. Чем раньше они смогут быть запущены, тем лучше для Афганистана. Но только если бывшие соперники действительно смогут работать вместе, несмотря на все непримиримые противоречия, Афганистану возможно удастся избежать экономической катастрофы, которая может разразится, если страну перестанут субсидировать западные союзники. Очевидно, что именно эта безрадостная перспектива и заставила их отринуть свои амбиции и согласиться на предложенный вариант управления страной.

Далее некоторые политические аналитики ожидают от нового президента обращения к странам НАТО о приостановке вывода войск как минимум до конца 2016 года. Даже с учетом того, что это противоречит заявлению движения «Талибан», обращенном к участникам саммита НАТО, прошедшего в сентябре 2014 года в Великобритании. В нем талибы объявили о том, что все проблемы страны они обираются решать своими силами. После обсуждения этого вопроса руководители 28 стран-членов НАТО и официальные представители 27 других государств, сочли целесообразным прекратить военную миссию и лишь направить в Афганистан военных советников, но окончательное решение будет объявлено после обращения нового Президента страны.

Необходимо отметить, что объявленная предыдущим Президентом страны Хамидом Карзаем амнистия, осуществляемая им в рамках перемирия, позволила выйти на свободу как сочувствующим, но не активным членам движения, так и нескольким главарям движения «Талибан», поддерживаемых Пакистаном, и это уже дестабилизировало ситуацию в стране, особенно в ее северных провинциях, поскольку таким образом талибы возвращаются в районы, из которых они были изгнаны.

Если Гани и Абдулла, и даже в большей степени их приверженцы, не станут саботировать начинания друг друга – особенно на местах, в провинции, - а действительно объединят свои усилия, они могут дать реальный шанс Афганистану на выход из хаоса и насилия, которые характеризуют жизнь этой страны на протяжении многих лет.

Совет 5: Зачем Россия продает Украине газ по самой высокой цене

Экономические конфликты из-за поставок российского газа на Украину, а также газового транзита через ее территорию в Европу возникают периодически еще с 1993 года. Суть разногласий по ценам на газ заключается в неопределенном положении Украины по отношению к России: то ли это братская страна, которой можно дать определенные льготы; то ли это независимое европейское государство, и тогда цены на газ должны рассчитываться по европейским меркам.

Предыстория конфликта

После распада Советского Союза вновь образованная независимая Украина, через территорию которой проходил основной газопровод из России в Европу, оказалась на распутье: с одной стороны, Украина стала отдельным, свободным от внешнего контроля государством, с другой стороны, это была братская страна на постсоветском пространстве. Отсюда у Украины исторически сохранились льготы на покупку и транзит добываемого в России природного газа.

Однако и Россия, и Украина выбрали целью своего последующего развития капитализм. Поэтому реалии рыночной экономики постепенно взяли свое. Несмотря на имевшиеся существенные скидки на поставляемый природный газ, к 1995 году Украина накопила очень большой долг за него в размере 1 триллиона рублей.

ОАО «Газпром» объявил о приостановке поставок газа на Украину, однако предложил решить проблему украинского долга за счет передачи части имущества украинских газовых предприятий газопроводов.

10 марта 1995 года по итогам российско-украинских переговоров, былo принятo решение o продолжении поставок газa на Украину, при условии, что украинская сторона в течение месяцa предоставит график погашения долгов за газ. График уплаты долгов так и не был предоставлен, однако по политическим причинам Украину не отключили от газа.

После первого майдана

В 2004 году на Украине началась «оранжевая революция», в ходе которой наметилось стремление Украины в Евросоюз, а также из уст как рядовых участников майдана, так и некоторых видных политиков не раз звучала антироссийская (порой откровенно шовинистская) риторика. Тем не менее, России эти перемены восприняли весьма сдержанно.

В марте 2005 года после «оранжевого переворота» новое украинское правительство объявило «Газпрому» о необходимости повышения ставок на транзит российского газа в Европу через территорию Украины. Отмена льготных ставок на транзит газа для России по сути это означала бы увеличение доходов бюджета Украины.

Тем не менее, «Газпром» согласился поднять тариф на транспортировку, однако в свою очередь увязал это с отменой льготной цены на газ для Украины в размере 50$ и назначением среднеевропейской цены на газ в размере 160-170$/тыс. м³.

Украинское правительство категорически отвергло такое предложение, настаивая на продлении прежнего льготного режима договоренностей по газу с Россией. Упорная неуступчивость украинской стороны, а также не особо скрываемая антироссийская риторика привели в декабре 2005 года к ужесточению российских требований. Цена за газ увеличилась до 230$/тыс. м³.

Затем, в связи с неподписанием контрактов на поставку газa на следующий год, с 1 января 2006 подачa газa на украинский рынок былa прекращена. Но так как основные поставки российского газа в Европу осуществляются через газопроводы на территории Украины, то по указанию руководства последней в течение первых дней 2006 года осуществлялся несогласованный с российский стороной отбор экспортного газа для удовлетворения собственных потребностей. Это сразу же заметили европейские потребители.

4 января 2006 года Газпрому и украинскому правительству все же удалось договориться о цене за газ, которая составила 95$/тыс. м³. Такая цена стала возможной благодаря смешению дорогoгo российского и дешевoгo туркменского газa. Однако спустя некоторое время Туркмения также предъявила Украине претензии о недоплате.

После второго майдана

Тем не менее, газовые долги Украины продолжали увеличиваться. В 2010 Россия пошла на уступки; было подписано новое соглашение о стоимости закупок и транзитa газa через украинские газопроводы; снижение ставки на 30% в данном соглашении было увязано с продлением соглашения об аренде Черноморским Флотом РФ морской базы в Севастополе до 2042 года. Однако в связи с гражданской войной на Украине, начавшейся из-за очередного «цветного переворота», вхождением Крыма по итогам народного голосования в состав России и пришествием к власти в Украине нового правительства в 2014 году, которое Россия считает нелегитимным, харьковские соглашения утратили силу.

В настоящее время газовый долг Украины перед Россией составляет свыше 120 млрд рублей (3,35 миллиарда долларов). На фоне украинской гражданской войны наблюдается рост националистических настроений и откровенная антироссийская риторика. Дипломаты же новой украинской власти не готовы (возможно, ввиду еще малого опыта) договариваться о более льготных условиях, как это делали в свое время представители иных европейских стран. Из-за этого Россия отменила все скидки на газ Украине, и сейчас официальная цена составляет 380$/тыс. м³. Хотя цена за транзит газа через территорию Украины также увеличилась.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500