Стратегией называется план победы на рынке в условиях конкуренции. Без стратегии компания сможет лишь подстраиваться под действия соперников, чтобы защитить свои позиции. Таким способом не удастся одержать победу ни в одном направлении. А как только появится сильный конкурент, придется нести большие потери.

Стратегию можно считать конкурентной, если с ее помощью удается соблюдать баланс в одновременном достижении двух целей:

1) Действовать в сложившихся условиях лучше других организаций;
2) Формировать основу для будущих успехов на рынке.

Секрет выживания и лидерства — в заботе о настоящем и будущем. Это можно сравнить с действиями спортсмена. Если он тренируется только для того, чтобы входить в десятку сильнейших, рано или поздно его вытеснят с этой позиции. Найдутся соперники, которые будут строить тренировочный процесс не только для текущих успехов, но и с прицелом на новые рекорды. Разница в подходе кажется незначительной, но образ жизни в первом и втором варианте сильно отличаются.


Так происходит и с организациями. Успешные компании используют конкурентные преимущества, которых добились на текущий момент, чтобы через какое-то время — после соответствующей подготовки — вырваться вперед, изменив правила игры для всех участников.

Чтобы достичь цели, надо придерживаться десяти стратегических принципов:

• Стратегия — это не одномоментное изменение чего-либо, но непрекращающийся процесс. Преимущества, которые есть сегодня, завтра могут сойти на нет. Поэтому необходим постоянный анализ внутренних и внешних процедур на соответствие рыночной ситуации.
• Хороший план действий должен создавать новые возможности.
• Для использования преимуществ нужны изменения внутри компании.
• Стратегия создает и реализует изменения, которые должны соответствовать рыночной обстановке.
• План должен непрерывно адаптироваться и расширяться.
• Чтобы достичь цели, надо создавать новые ценности для потребителей.
• Надо делать акцент на будущее.
• Компания должна постоянно стремиться обойти конкурентов — быть умнее и предусмотрительнее.
• Необходимо действовать, чтобы соперники не успевали.
• Стратегию надо оценивать по нескольким параметрам и понимать, что ее реализация никогда не будет окончательно решенной задачей.