В шестидесятых годах двадцатого века известный американский радиоведущий Жан Шеферд предложил однажды своим слушателям собраться в определенный день и час в одном здании. Десятки незнакомых между собой людей толклись в вестибюле без какой-то определенной цели, они не выкрикивали лозунгов, ничего не требовали. Так прошел первый в мировой истории флешмоб.

Понадобилось еще несколько десятков лет и развитие средств электронной связи, чтобы превратить флешмобы в популярное действо. Сначала в Нью-Йорке толпа разновозрастных людей чуть не свела с ума продавцов магазина Macy’s, требуя у них через равные промежутки времени продать им «ковер любви». Затем отличилось Токио: на его улицах в одночасье появились сотни прохожих в костюмах главного героя «Матрицы». Следом к международному движению моберов, как называют приверженцев флешмоба, подключилась Европа: Рим, Берлин, Лондон. А затем - Австралия и, наконец, Россия.


Один из первых российских флешмобов прошел в 2003 году в Санкт-Петербурге. На Московском вокзале к прибытию поезда собралась группа людей с табличками, на которых было написано: «Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков». Сполна насладившись реакцией окружающих, моберы разошлись по своим делам.

Как и у любого движения, у флешмоба практически сразу появился своеобразный свод правил, которого следует придерживаться всем участникам. К слову, стать мобером может любой, было бы желание. Главное - не превращать акцию в политическую платформу и не произносить никаких слов кроме тех, что положены по сценарию, а также не смеяться. Ну и иметь при себе удостоверение личности на всякий случай.

Главная цель флешмоба - вызвать эмоции публики, удивить случайных зрителей. Из-за этого практически все сценарии мобов строятся на абсурде. Например, участникам нужно придти в книжный и по очереди спрашивать у продавцов несуществующий роман. Или изображать хором роботов, у которых садятся батарейки. Как правило, порядок действий на флешмобе рассылается участникам по электронной почте (заявиться на участие можно на специализированном сайте или форуме, посвященном флешмобу в вашем городе).

В последнее время большую популярность набирают танцевальные флешмобы. Так, после смерти короля поп-музыки Майкла Джексона по всему миру фанаты устраивали на улицах массовые танцы, имитируя движения своего кумира.