Совет 1: Что такое бортовой самописец

Устанавливаемый на борту самолета бортовой самописец служит для записи и хранения разнообразной информации, поступающей от бортовых приборов, а также разговоров в кабине пилотов. Эти данные помогают специалистам раскрыть причину катастрофы, когда самолет терпит крушение.

Впервые использовать на самолетах бортовые самописцы для регистрации переговоров экипажа и облегчения расследования авиакатастроф было предложено в середине двадцатого века Девидом Уорреном, ученым из Австралии. Изобретен самописец был несколько ранее, однако сначала он записывал лишь некоторые показания приборов, чего было недостаточно при выяснении причины крушения. Поэтому бортовой самописец снабдили устройством для записи разговора пилотов на магнитную ленту, которую можно было бы использовать несколько раз, прежде чем ее заменяли.

По-прежнему нет точного обоснования появления просторечного названия бортового самописца, который часто называют черным ящиком, хотя на самом деле он ярко-оранжевого цвета. По одной из версий все дело в том, что изначально самописец окрашивали снаружи в черный, чтобы внутрь корпуса не попадал солнечный свет, вредный для пленки, на которую велась запись показаний приборов. Другие утверждают, что черным ящиком самописец называют лишь потому, что такое название ассоциируется с чем-то загадочным, с тайной и, возможно, ее благополучным раскрытием.

Особый корпус бортового самописца позволяет ему выдерживать огромные нагрузки, сохраняя в целости все данные. В том числе самописец отлично защищен от огня и может долгое время без ущерба для информации находиться под водой. А чтобы устройство было проще обнаружить, его оснащают особым маяком, передающим аварийный радиосигнал.

Начиная с 60-х годов двадцатого века, оборудование всех без исключения самолетов бортовыми самописцами приобрело статус обязательной процедуры. На протяжении некоторого времени голосовой самописец устанавливали в головной части авиалайнера. Однако позже он был справедливо перенесен в заднюю часть, поскольку именно кабина самолета, как правило, страдает больше всего при крушении.

Совет 2: Что такое Пентагон

Название здания Министерства обороны США известно далеко за пределами Америки. Построенное в форме правильного пятиугольника, оно было условно названо пентагоном, однако это наименование быстро прижилось и с 1944 года стало использоваться даже в официальных документах.

Правильный пятиугольник национальной безопасности

Штаб-квартира Министерства обороны США расположена в округе Арлингтон. Строение, которое в народе называют Пентагон, имеет форму правильного пятиугольника. У него пять фасадов и семь этажей, два из которых уходят глубоко под землю, а часть их помещений имеет строго секретный статус.

Внутреннее устройство Пентагона таково, что, благодаря системе переходов, из одной точки здания в другую, даже самую отдаленную, можно добраться за семь минут. Пентагон – самое большое офисное здание в мире, в котором несут службу 26 тысяч человек. Но при всех своих гигантских размерах он был построен в рекордные сроки – всего за полтора года. Строительство велось с сентября 1941 по январь 1943 года.

Своей формой здание обязано особенностям той местности, где его изначально хотели построить. Несколько дорог пересекались там под углом 108 градусов – углом построения пятиугольника, проект отлично вписывался в уже имевшуюся транспортную инфраструктуру, но по решению президента США строительство было перенесено вниз по течению реки Потомак, а проект решили не менять.

Мишень на все времена

Во время так называемой холодной войны между США и Советским Союзом, длившейся с 1946 по 1991 год, в советской прессе пентагоновский пятиугольник очень часто использовался для изображения образа врага, как правило, карикатурного, и был знаком каждому школьнику, читавшему журналы «Крокодил», «Вокруг света» или другую периодику. В самом Пентагоне те времена тоже отлично помнят – например, центральный газон пятиугольной формы сотрудники между собой называют Ground Zero. Считалось, что именно он послужит мишенью для ракет, которые СССР выпустит на Америку.

Однако пятиугольник стал мишенью для самолета «Американских авиалиний» в сентябре 2001 года. Угнанный террористами «Боинг» буквально протаранил левое крыло Пентагона, где тогда располагалось командование Военно-морских сил. В баках самолета было 20 тысяч литров горючего, а его обломки проникли вглубь здания почти на 100 метров.

Известно, что перед столкновением самолет опустился вниз настолько, что даже сбил несколько уличных фонарей. Все 64 человека, летевшие в самолете, погибли, а от самого «Боинга» остались только штурвал и бортовой самописец.

После ремонта в восстановленном крыле здания создали мемориал, а рядом разбили мемориальный парк в память о погибших. А в том месте, куда врезался «Боинг», создана небольшая часовня.

Совет 3: Почему нет «черного ящика» для авто

Многие автокатастрофы можно было бы предотвратить, если бы имелась возможность более тщательно проанализировать причины дорожно-транспортных происшествий. Казалось бы, один из самых простых способов сделать это – установить в каждый автомобиль «черный ящик» наподобие тех, которые стоят в самолетах.

Черный ящик в авиации

«Черный ящик» представляет собой систему регистрации и записи данных о техническом состоянии воздушного судна, показаниях измерительных приборов в тот или иной момент времени, а также запись переговоров экипажа. На самом деле, этот «ящик», как правило, шарообразной формы и ярко-оранжевого цвета. В прочнейшую оболочку из жаропрочных титановых сплавов помещен магнитофон, а также система регистрации показаний приборов. В случае авиакатастрофы, зачастую, именно данные черных ящиков являются единственной возможностью определить причины случившегося. Помимо того, что черные ящики сами по себе достаточно прочны, они еще и располагаются в наименее уязвимых местах самолета. Это позволяет увеличить вероятность сохранения данных при аварии. Бортовые самописцы, как и любое авиационное оборудование, очень дороги, так как должны отвечать самым высоким требованиям.
Даже идеальная защищенность авиационного черного ящика не всегда спасает от потери данных при авиакатастрофе. Например, ящик может самопроизвольно открыться при ударе, и вся информация будет уничтожена пожаром.

Стоит ли ставить самописец в машину?

Что касается автомобилей, то установка точно таких же черных ящиков была бы бессмысленной уже потому, что причиной ДТП чаще всего является человеческий фактор, а техническое состояние машины приводит к происшествиям гораздо реже. Кроме того, нет необходимости в записи переговоров водителя и пассажиров, а ведь голосовая запись самолетного черного ящика, зачастую, несет важнейшую информацию.

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие случается под воздействием комплекса внешних факторов, а не внутренних, поэтому для анализа причин той или иной автокатастрофы гораздо важнее располагать данными о дорожной ситуации, состоянии всех участников ДТП, погоде, видимости. В реальности с этим намного лучше справляется видеорегистратор, запись которого дает возможность оценить причины, которые привели к катастрофе. Конечно, видеорегистратор намного более уязвим, чем бортовой самописец, но, с другой стороны, далеко не все аварии приводят к полному разрушению автомобиля и невозможности восстановить картину происшествия.
Хотя считается, что данные автомобильного регистратора являются собственностью владельца машины, многие страховые компании требуют предоставления доступа к ним при оформлении страховки.

Тем не менее, все новые автомобили, производимые в Соединенных Штатах Америки, оснащаются подобием бортовых самописцев (черных ящиков) в обязательном порядке, так как, по мнению экспертов, это позволяет снизить количество автокатастроф. Такой черный ящик фиксирует скорость машины перед аварией, силу нажатия педалей газа и тормоза, использование водителем ремня безопасности. Также ведется статистика по количеству ДТП и промежуткам между ними. Американцы неоднозначно реагируют на инициативу чиновников, так как беспокоятся за сохранность личных данных.
Видео по теме

Совет 4: Как выбрать бортовой компьютер

Бортовой компьютер в автомобиле – это незаменимый помощник. Он проводит анализ расхода масла и топлива, исправность всех систем машины и выводит данные на экран. Также он может быть центром всей электроники, установленной на авто.
Инструкция
1
Сначала вспомните, какой тип двигателя установлен на вашем автомобиле: карбюратор или инжектор. Бортовых компьютеров для карбюраторных машин не так много, и набор функций в них минимальный, а вот инжекторным автомобилям повезло больше – для них существует огромный выбор. Помните, что компьютеры бывают универсальными, которые подходят для любого автомобиля и закрепляются на лобовом стекле как альтернативная замена зеркалу.
2
Также бортовые компьютеры выпускаются для определенных моделей. Такие приборы устанавливаются в специально отведенные для них места и работают от определенных блоков электронного управления.
3
Подумайте, какими функциями должен обладать ваш будущий помощник. Если ваш бюджет ограничен, и вы хотите просто просмотреть код ошибки и диагностировать неисправность, то вам подойдет дешевый бортовой компьютер с функциями диагностики. У него нет сервисных возможностей, но основные задачи он должен выполнять хорошо.
4
При более существенном бюджете обратите внимание на компьютер, который объединен с приборной панелью. Также отличным вариантом будет прибор, который обладает функцией сушки свечей, что является весьма актуальным в зимнее время года.
5
При выборе компьютера подумайте, сможете ли вы использовать все его возможности. Тщательно рассчитайте свой бюджет и определитесь с месторасположением аппарата. Посмотрите на экран - он должен отвечать всем вашим требованиям и работать даже при отрицательной температуре.
6
Если вам нужны дополнительные сервисные функции, то проверьте их наличие. Также не лишним будет способность удаленного доступа для смены программного обеспечения. Если вас не устраивает бортовой компьютер или его цена, то попробуйте поискать подходящую вам модель в интернет - магазинах.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500