Впервые использовать на самолетах бортовые самописцы для регистрации переговоров экипажа и облегчения расследования авиакатастроф было предложено в середине двадцатого века Девидом Уорреном, ученым из Австралии. Изобретен самописец был несколько ранее, однако сначала он записывал лишь некоторые показания приборов, чего было недостаточно при выяснении причины крушения. Поэтому бортовой самописец снабдили устройством для записи разговора пилотов на магнитную ленту, которую можно было бы использовать несколько раз, прежде чем ее заменяли.

По-прежнему нет точного обоснования появления просторечного названия бортового самописца, который часто называют черным ящиком, хотя на самом деле он ярко-оранжевого цвета. По одной из версий все дело в том, что изначально самописец окрашивали снаружи в черный, чтобы внутрь корпуса не попадал солнечный свет, вредный для пленки, на которую велась запись показаний приборов. Другие утверждают, что черным ящиком самописец называют лишь потому, что такое название ассоциируется с чем-то загадочным, с тайной и, возможно, ее благополучным раскрытием.


Особый корпус бортового самописца позволяет ему выдерживать огромные нагрузки, сохраняя в целости все данные. В том числе самописец отлично защищен от огня и может долгое время без ущерба для информации находиться под водой. А чтобы устройство было проще обнаружить, его оснащают особым маяком, передающим аварийный радиосигнал.

Начиная с 60-х годов двадцатого века, оборудование всех без исключения самолетов бортовыми самописцами приобрело статус обязательной процедуры. На протяжении некоторого времени голосовой самописец устанавливали в головной части авиалайнера. Однако позже он был справедливо перенесен в заднюю часть, поскольку именно кабина самолета, как правило, страдает больше всего при крушении.