Совет 1: Что такое брачный договор

Возможность заключать брачные договоры россияне получили в 1995 году. Но для большинства супружеских пар этот документ и сегодня остается атрибутом жизни богатых и знаменитых. Предложение оформить контракт часто рассматривается партнером как проявление недоверия или нелюбви. Порой люди выступают против брачного договора, не имея достаточных знаний об этой норме семейного права. Опытные юристы советуют супругам оставить эмоции в стороне и принять решение, взвесив все «за» и «против».

Создание семьи подтверждается официальным актом – государственной регистрацией. С этого момента для супругов общими становятся не только мечты и планы на будущее, но и финансы. Семейный кодекс предлагает все материальные ценности, приобретенные в браке, считать общей (совместной) собственностью мужа и жены. При разводе партнеры разделят квартиру, автомобиль, вклады в банке и другие накопления поровну. Эта форма называется «законный режим имущества супругов».

Чтобы установить раздельное или долевое пользование материальными и финансовыми ценностями, семейная пара должна перейти на договорный режим имущества. Началом договорных отношений является подписание брачного контракта.

Семейный кодекс определяет брачный договор как письменное соглашение лиц, готовящихся вступить в законный брак либо уже состоящих в нем, регулирующее имущественные отношения супругов во время совместного проживания и при разводе. Из данной формулировки понятно, что, во-первых, контракт заключается добровольно. Во-вторых, его действие распространяется только на финансовую сторону семейной жизни и не контролирует личностные взаимоотношения.

В брачном контракте супруги могут детально описать способ пополнения и расходования семейного бюджета, т.е. сколько каждый из партнеров будет вносить в общий кошелек и сколько сможет потратить на личные и совместные нужды. Также письменно можно закрепить перечень материальных ценностей, которыми будет владеть единолично муж или жена, или определить частную долю супругов в общем имуществе, например процент акций совместного бизнес-проекта.

С помощью брачного договора можно обезопасить семью от неразумных трат, внеся пункт о личной финансовой ответственности супруга, использующего крупные заемные средства (кредиты) без согласия с партнером. Кроме того, в документ часто включают пункты о взаимном содержании мужа и жены и расходах на несовершеннолетних детей.

Особое внимание супруги должны уделить оформлению договоренностей о разделе имущества в случае развода. Пожалуй, именно эта часть брачного контракта вызывает наибольшее неприятие и становится предметом бурных споров. Но специалисты по семейному праву уверены, что продуманный заранее порядок распределения собственности избавит разводящуюся пару от множества проблем и тревог.

Заключая брачный договор, необходимо помнить, что в нем не должно содержаться условий, ущемляющих личную, физическую и духовную свободу человека. Например, противозаконным будет требование мужа, чтобы жена ушла с работы и полностью посвятила себя домашнему хозяйству. Нельзя в контракте прописать обязанность супругов хранить верность друг другу или отказаться от курения, алкоголя и т.д. Однако за определенные факты недостойного поведения одного партнера для другого может быть предусмотрена материальная компенсация морального ущерба.

Решение о заключении брачного договора могут принять как жених и невеста, готовящиеся к свадьбе, так и супруги с многолетним стажем совместной жизни. В силу документ вступит в первом случае после официальной регистрации брачного союза, во втором - сразу после подписания и заверения его в нотариальной конторе. Расторгнуть соглашение можно в любой момент по взаимной договоренности супругов.

Совет 2: Как заполнить брачный договор

Официальный брачный договор - вовсе не элемент «буржуазной» западной жизни, изначально ставящий под сомнение сами основы понятия «брак». Это, скорее, результат рыночных взаимоотношений, который заставляет современных мужчин и женщин приспосабливаться к особенностям жизни.
Инструкция
1
Нужно отметить, что официальный брачный договор, заверяемый у нотариуса, вправе регламентировать лишь имущественные взаимотношения обеих сторон, которые прибегли к его заключению, никоим образом не касаясь и не ущемляя их личных неимущественных прав, прав в отношении детей или друг друга. Так, ни один в мире контракт не может заставить мужа и жену полюбить друг друга, хранить верность или вести абсолютно здоровый образ жизни. Зачастую подобного рода бумаги устанавливают лишь те пропорции, в которых имущество будет поделено в случае неудачного окончания брака, взаимные личностные обязанности в отношении различного типа платежей, сроки действия разнообразных соглашений.
2
При заполнении брачного договора избегайте сокращений и неполного изложения информации, дабы соблюсти формальную сторону акта. Так, женщина должна указать не только полную дату рождения, место, гражданство, а при наличии двойного - оба, но и девичью фамилию, а также все реквизиты документов, свидетельствующих о ее смене (свидетельства о браках, разводах и пр.) Супруги обязаны указать имеются ли у них на иждивении родственники: дети, престарелые родители и пр., перечислить значимые финансовые обязательства (к примеру, ранее полученные и незакрытые ипотечные кредиты)
3
Определитесь с количеством разделов вашего договора. Они будут напрямую зависеть от тех аспектов, которые вы планируете регламентировать.
4
Супруги имеют полное право подписать свои документы как сразу после вхождения в официальный брак, так и через многие годы совместной жизни. Подобным взаимным соглашением они могут обсудить особенности бюджета, определить, как будут распределены их расходы по времени или по степени участия в общих покупках. Мужья и жены могут оговорить возможность содержания друг друга, степень долевого участия в купленной, унаследованной или подаренной в рамках союза собственности и пр.
5
Договором супруги имеют полное право регламентировать режим и порядок использования имущества в случае будущего развода, определить какая его часть пойдет на удовлетворения текущих потребностей их детей. При этом документ будет действовать как в отношении уже купленной, так и в отношении недвижимости, приобретение которой еще только планируется.
6
Нужно добавить, что ни один из пунктов брачного соглашения не должен уменьшать дееспособность человека, затрагивать интересы детей, ставить под сомнение экономическую выгодность соглашения для одной из сторон. Ни один контракт не может свести на нет возможности недееспособного супруга требовать содержания от своей второй половины или же запретить мужу или жене обращаться в официальные органы власти за защитой своих интересов или с требованиями уплатить алименты.
7
Установите срок действия документа. Срок жизни договора обусловлен оговоренными в нем временными рамками (например, может продолжаться и после расторжения отношений) и заканчивается только вместе с его официальным расторжением по взаимному согласию или кончиной законного супруга.
Обратите внимание
Сегодня брачный договор нередко сравнивают с ипотечным кредитованием в плане взаимообусловленной зависимости. Его популярность достигла своего предала среди грамотных брачующихся последние годы, сделав подобный контракт показателем взаимопонимания, уважения и добрых намерений как в самом браке так и вне его уз.

Совет 3: Как предложить женщине составить брачный договор и не обидеть

Заключение брачного договора становится все более распространенным явлением в цивилизованном обществе. Вступающие в брак хотят быть защищены на случай расторжения неудавшегося семейного союза. Однако часто бывает, что мужчине трудно первым начать разговор о заключении брачного договора со своей избранницей из-за опасения обидеть ее. Как же суметь мужчине безболезненно решить этот довольно щекотливый, но важный вопрос?

Предварительная разведка

Если вы для себя уже решили, что точно хотите связать судьбу с избранницей, но в ваши планы также входит и заключение брачного договора, можно аккуратно выяснить отношение вашей дамы к этому вопросу. Будьте предельно тактичны, особенно если ваша любимая женщина – романтичная, ранимая и утонченная натура.

Это лучше сделать ненавязчиво, например, улучить удобный момент во время просмотра телевизионной передачи на подобную тему и попробовать поговорить со своей избранницей. Будьте внимательны к реакции вашей женщины, потому что от этого зависит ваша дальнейшая тактика.

Можно не ждать, когда телевидение придет вам на помощь, а за ужином рассказать о каком-нибудь знакомом (пусть и вымышленном!), который на днях якобы женится и заключает брачный договор. А невеста совсем не возражает против брачного контракта, в общем, все довольны. Ненавязчиво наблюдайте, как откликнется женщина на ваш рассказ, какие она выскажет мысли. Даже ее мимика может подсказать истинное отношение к брачному договору.

«Исторический» довод

Если вы почувствовали лояльность женщины к теме брачного договора в принципе, то в какой-нибудь удобный момент, когда дама явно расположена к дружеской беседе, можно спросить ее: «А как ты смотришь на то, если мы с тобой заключим брачный договор? Ведь это очень правильный и цивилизованный подход к браку». Попробуйте объяснить своей невесте, что брачные договоры имеют очень древнюю историю и выгодны для обеих сторон.

Расскажите, что в Российской империи до революционного переворота 1917 года заключение брачных контрактов было обычным явлением. Имущественные отношения, скрепленные договором, служили гарантом от многих проблем и недоразумений: и на протяжении всего периода брака, и в случае его расторжения, и при смерти одного из супругов. Можно привести пример с русским поэтом А.С. Пушкиным. Известно, что после трагической смерти поэта значительную часть его имущества описали за долги. Однако его супруга Наталья Николаевна в соответствии с условиями брачного договора смогла вернуть себе приданое – полотняные заводы.

Если вы сумеете убедить невесту, что вы действительно заботитесь о ее благополучии и хотите, чтобы она чувствовала себя уверенно и защищено в любом случае, вряд ли она будет возражать против заключения брачного контракта.

Учтите очень важный момент: при первой беседе не нужно сразу пытаться обговаривать с женщиной все предполагаемые пункты брачного договора, даже если они у вас уже давно созрели в голове. Этим вы наверняка можете не только обидеть ее, но и оттолкнуть.

Деловое предложение

Если ваша избранница умная, деловая и опытная женщина, к тому же обеспеченная, то вопрос о брачном договоре можно задать без длительных «прелюдий», а просто во время совместной трапезы или вечерней прогулки. Разумная и любящая женщина оценит вашу прямоту и искренность, к тому же если у вас уже сложились прочные и доверительные отношения.

Если вы будете долго ходить вокруг да около перед тем, как решиться задать волнующий вас вопрос, реакция мудрой женщины может быть от «и стоило тебе так долго тянуть, дорогой?» до «я сама хотела тебе это предложить, давай обсудим».
Источники:
  • Семейный кодекс РФ
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500