Совет 1: Что такое моногорода

В монопрофильных городах жизнедеятельность основной массы населения напрямую зависит от функционирования одного крупного предприятия. Зависимость эта зачастую приводит к негативному изменению уровня жизни людей из-за нестабильности в работе градообразующего предприятия. Жители моногородов оказываются неспособны компенсировать своими силами последствия экономического кризиса.

Монопрофильные поселения возникали еще в эпоху Петра I. А некоторые исследователи утверждают, что моногорода относятся к еще более раннему периоду. Такие поселения стали типичными в индустриальном этапе развития многих стран.

В России появление моногородов было особенно масштабным из-за советской плановой экономики. Удар по благополучию жителей «городов-заводов» был нанесен в период приватизации. То, что годами производилось на крупных предприятиях Союза, вдруг стало ненужным и лишним в демократической России, заказы прекратились. Сотни тысяч трудящихся остались не у дел.

Большинство моногородов оказались депрессивными зонами, их жители стали покидать насиженные места и подались на заработки в более благополучные регионы.

По последним данным Экспертного института к моногородам в России можно отнести около восьмисот населенных пунктов, проживает в них порядка 25 миллионов человек.

Распознать «город-завод» можно по двум признакам. Первый - доля трудящихся на одном предприятии людей составляет не менее 25 процентов от общего населения города. Второй – объем производства градообразующего предприятия составляет не менее 50 процентов от всей доли продукции населенного пункта.

Правительство России составило подробные паспорта монопрофильных поселений, они включают в себя более двухсот показателей. Минрегион выделил четыре категории моногородов по степени депрессивности.

Первая категория: экономический кризис затронул эти населенные пункты, но положение в них остается стабильным. За положением дел в этих «городах-заводах» будут пристально следить, чтобы вовремя среагировать, когда ресурсы будут исчерпаны.

Вторая категория: на градообразующем предприятии возникли временные трудности, которые связаны с кризисом. Минрегион относит сюда предприятия автопрома, работа с этими заводами уже началась.

Третья категория: градообразующее предприятие имеет серьезные проблемы, низкую производительность труда. Тут нужна серьезная поддержка государства, привлечение кредитов, чтобы завод снова вышел на рынок и развивался.

Четвертая категория: модернизация производства не решит проблему главного предприятия. Государство вместе с собственником будут принимать решение о перепрофилировании. Если нет иного выхода, жителей будут переселять в другие города.

Совет 2: Как будут устроены моногорода

Современная российская политика надеется выйти на новый уровень – Правительство Российской Федерации подготовило уникальный проект по созданию новых и развитию имеющихся моногородов.

Моногородом называется город, инфраструктура и экономическая значимость которого сосредоточены вокруг одного крупного предприятия. Такое предприятие, в свою очередь, называется градообразующим. На градообразующем производстве работает большая часть взрослого населения города – как минимум 30% жителей подходящего возраста. Таким предприятием может быть как одна фабрика, так и целый производственный комплекс, включающий в себя несколько десятков предприятий.

Чем привлекательно создание новых моногородов для нашей страны? Тем, что весомый вклад в ВВП России оказывают именно они, а экономический кризис в большинстве случаев обходит их стороной. Моногорода по сути находятся на особом положении, что выгодно и органам местного самоуправления, и жителям, и руководителям предприятия.

Обустройство моногородов в России будет основываться на следующих принципах:

Градообразующее предприятие – залог стабильной и достойной заработной платы. Жители моногородов, занятые на производстве, получают весьма высокие зарплаты. Как правило, производимый товар оказывается дорогостоящим и уникальным, поэтому работодатель не экономит на ценных кадрах.

Население моногородов должно быть обеспечено полным пакетом соцгарантий. Крупные компании, являющиеся их средоточием должны предоставлять работникам медицинское обслуживание и защиту, услуги по страхованию, санаторно-курортному лечению и способствовать получению детьми сотрудников достойного образования. Такой моногород никогда не опустеет – привлекательные рабочие места будут манить квалифицированных специалистов из других городов.

Достойным сотрудникам – достойное жилье! Практика существования градообразующих предприятий в России показывает, что их работники всегда обеспечиваются жильем в привилегированном порядке. Работодатель либо обеспечивает их жилплощадью самостоятельно, либо выделяет на то денежные средства.

Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Перспективы моногородов в современной России
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500