Инструкция
1
В идеале адекватную самооценку и уверенность в своих силах в ребенке нужно развивать с младенчества. Кстати, завышенное самомнение может сослужить плохую службу – излишняя уверенность в своих силах бывает опасна. Прежде всего, уверенный в себе ребенок может быть лишь у родителей, которые сами в себе уверены. Робость, слабость, страх перед испытаниями и трудностями – все это ребенок чувствует очень тонко, а затем перенимает у мамы с папой. Родитель должен быть для ребенка авторитетом, но ложные авторитеты лишь испортят ситуацию. Любите своего ребенка, но не душите его своей любовью и излишней заботой. Также не лишайте ребенка любви и ласки, не будьте с ним слишком строгим. Воспитание есть воспитание, и если ребенок провинился, он заслуживает наказания, а если сделал что-то хорошее, добился успеха – похвалы.
2
Что касается успехов, то за ними нужно внимательно следить и не упускать из виду, но и не перехваливать. Если ребенок получил пятерку, освоил какое-то новое хобби, победил в соревновании, не бойтесь его хвалить. Если он допустил ошибку, не ставьте на нем крест. Каждый человек имеет право на ошибку. Укажите на нее и помогите исправить, сделайте все, чтобы не допустить ее повторения.
3
Золотое правило педагогики – избегайте клише и ярлыков. Ребенок получил двойку – это не значит, что он двоечник. Подрался с ребятами во дворе - не значит, что он бестолочь. Все эти слова привязываются к ребенку, прилипают, и в итоге он начинает им соответствовать. Скажите ребенку, что он ленивый, но не лентяй. Клише – это крест. Вы же всегда должны верить, что у ребенка все получится.
4
Учите ребенка общаться с людьми. Уверенность в себе развивается в общении, в разговорах. Если с детства человек будет застенчивым, стеснительным, будет бояться негативного отношения, насмешки, то в будущем он не сможет заводить новые знакомства и полноценно общаться с окружающими. Что может очень помешать в жизни. Подталкивайте ребенка к общению со сверстниками, если он с кем-то поссорился, старайтесь посоветовать конструктивный выход из ситуации, учите его находить компромисс.
5
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Не нужно фраз: «Вот Петя хороший мальчик, учится, маме помогает, а ты!». Петя – это Петя, у него есть свои родители, а ваш ребенок – самостоятельная личность, которой не нужны сравнения.
6
Помогайте ребенку добиваться целей, но не добивайтесь их за него. Ребенок должен чувствовать, что сам добился своих целей, тогда раз за разом он будет все более уверен в себе.
7
Старайтесь внушить ребенку, что если он взялся за какое-то дело, его нужно доводить до конца. Заброшенные, неоконченные дела развивают чувство неспособности что-либо сделать, слабости, никчемности.