Совет 1: Как вернуть задаток за квартиру

Задаток - денежная сумма, внесенная в счет предстоящего платежа по договору купли-продажи квартиры. Он служит доказательством заключения сделки для обеспечения исполнения сторонами обязательств.
Инструкция
1
Аванс такой «карательной» функции не несет. Ввиду этого сторона нарушившая договор купли-продажи лишится суммы аванса. Получается, что понятия эти схожи, но влекут за собой различные правовые последствия.
2
Задаток применяется в случаях, когда продавец квартиры хочет обезопасить себя. Например, если другая сторона, т.е. покупатель откажется от сделки. Таким образом, деньги отданные в качестве задатка при определенных обстоятельствах можно вернуть.
3
Во-первых, он должен быть возвращен, если договор купли-продажи прекратится вследствие невозможности исполнения или по соглашению сторон. Это относится к ситуациям, когда сумма, уплаченная в качестве задатка, возвращается, если сделка прекращена по обстоятельствам, за которые не ответственна ни одна из сторон.
4
Во-вторых, при несоблюдении сторонами юридических требований к оформлению соглашения о задатке. Здесь необходимо помнить о правильном составлении документа, используя нужные юридические термины (например, знать об отличии терминов аванс и задаток). Т.е. не следует подменять друг другом, при оформлении договора, термины «задаток», «аванс», «залог».
5
Во время заключения договора или при оформлении расписки о передаче денег стороны зачастую указывают, что денежные средства передаются в качестве залога, а не в качестве задатка. Это неправильно, так как предметом залога не могут быть деньги. Поэтому переданная сумма не может быть определена ни как залог, т.к. это противоречит сущности залога, ни как задаток, поскольку нет прямого указания на то, что эта сумма - задаток.

Совет 2: Как вернуть аванс за квартиру

Вы внесли предоплату за квартиру, но продавец раздумал выходить на сделку или вообще скрылся в неизвестном направлении. Что же предпринять в таком случае и куда обращаться для того, чтобы вернуть деньги?
Инструкция
1
Ознакомьтесь с документами на квартиру. Вы должны удостовериться в том, что продавец является ее собственником. Если он состоит в браке, попросите его показать заверенное согласие супруга (супруги) на заключение сделки купли-продажи. Если у квартиры несколько собственников, все они будут обязаны подписывать и предварительный договор, и договор о задатке. Лицо, действующее по доверенности только на сбор документов, не является продавцом и не может, таким образом, брать у вас никаких денег без доверенности и на получение аванса. Лучше, если это будет не знакомый или родственник владельца квартиры, а агент по недвижимости.
2
Так как договор о задатке, заключенный по условиям предварительного договора, не имеет юридической силы, попросите после внесения предоплаты у продавца расписку, чтобы в случае его отказа вы смогли вернуть эти деньги себе. В расписке обязательно должен быть указан срок возврата денег. Расплывчатая формулировка: «Расписка считается погашенной на момент передачи основной суммы за квартиру» и т п. может быть отклонена судом как недействительная.
3
Если в предварительном договоре указано, что продавец обязан вернуть аванс в двукратном размере, то такое возможно только при условии, что вы заключаете сделку через агентство недвижимости, которое и будет регулировать эти взаимозачеты.
4
Если продавец отказывается вернуть вам деньги, обратитесь с исковым заявлением и распиской в суд. По вашему иску будет обязательно принято положительное решение, если продавец не докажет, что выдал ее вследствие обмана или угрозы с вашей стороны. Поэтому вам необходимо будет представить суд доказательства того, что деньги были переданы и получены по обоюдному согласию. Будет вполне достаточно и предварительного договора купли-продажи с подписью продавца.
5
Если вы не взяли расписку, то вы также можете обратиться в суд с иском о незаконном обогащении продавца и заручиться на этот раз более серьезными доказательствами (выписками со счетов в банке, показаниями свидетелей).
6
Поисками исчезнувшего продавца в случае вашего обращения в суд займется ФССП.
Видео по теме
Обратите внимание
Нередко стороны, подразумевая задаток, указывают в договоре купли-продажи квартиры переданные денежные средства - предварительной оплатой или авансом. В результате этой ошибки применяться правила о задатке не будут.
Полезный совет
Если договор не исполнила сторона, давшая задаток, то он останется у другой стороны. Если же в неисполнении договора виновата сторона, которая получила задаток, то она будет обязана выплатить другой стороне его двойную сумму.
Источники:
  • "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
  • как возвратить задаток
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500