Инструкция
1
Приехавший в губернский город С. Дмитрий Ионович Старцев — это талантливый врач, который день и ночь трудится в больнице. Со знакомства с интеллигентной семьей Туркиных началась личная драма этого человека. Жизнь этого семейства сначала забавляет, а затем поражает своей искусственностью. Но Туркины — это лишь лицо города. Они не одни такие — весь город С. наполнен обывателями, которых интересует лишь вкусная еда, мягкие кресла и веселый досуг.
2
С чего же началось это погружение труженика Старцева в болото ненастоящей жизни, где желание владеть вещами пересилило желание служить людям, открывать новое, искренне любить? Трагедией доктора стало нежелание, а может и неумение идти своей дорогой. Всегда велико искушение плыть по течению, чем искать свой путь. Будучи умным человеком, Старцев прекрасно понял, что с обывателями проще не разговаривать на темы, которые его волнуют, что проще «рукой махнуть и отойти». Усвоив это, он стал молчать о наболевшем
3
Старцев не хочет превращаться в подобие Туркиных, но и сделать что-то настоящее, что не пойдет в разрез с его душевным состоянием, уже не может. Его душа обленилась. Ему претит создание своей семьи, которая может превратиться в такую же фальшивку, как его знакомое семейство. «Зараза города С.» проникла в Старцева, которого иначе как Ионычем никто уже и не называл, на это ушло всего несколько лет.
4
Превращение живого талантливого человека в пустую оболочку – предостережение Антона Павловича Чехова и его современникам, и нам – людям, живущим в другую эпоху. Перед каждым человеком без исключения в жизни случается момент серьезного нравственного выбора, который будет определять всю дальнейшую жизнь. Насколько чреват последствиями такой выбор, можно увидеть на примере героя рассказа «Ионыч». Чехов неоднократно в своей жизни отмечал главную беду своих соотечественников – не умеют они работать над своим душевным состоянием, не способны на моральный подвиг, на создание внутри чего-то цельного, ясно выстроенной цельной картины мира: «В юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам».
5
Чтобы не стать Ионычем, нужно изо дня в день трудиться не только физически, но и душевно. Герой рассказа однажды сошел с пути напряженного душевного труда, не смог выдавить из себя раба, не захотел делать выбор в пользу тяжелой работы над собой.
6
Вместо заключения, слова писателя о самом себе, подсказавшего, как не сойти с правильного пути: «Необходимо, чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было… Напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская, а настоящая человеческая»