Совет 1: Как определять пассив и актив баланса

Баланс, составляемый бухгалтерами на предприятии, имеет актив и пассив. Все осуществляемые операции отражаются как по активу, так и по пассиву. Чтобы правильно вести учет и не допускать ошибок, нужно научиться определять пассивность и активность счета.
Инструкция
1
В первую очередь вы должны знать, что такое актив и пассив. Актив – это имущество, которое принадлежит юридическому лицу. Сюда относят основные средства (здания, транспорт, оборудование и т.д.), готовую продукцию, материалы, финансовые вложения и другое. Пассив – это те источники, за счет которых формируются активы организации. Сюда можно отнести торговую наценку, амортизацию основных средств и нематериальных активов, заемные средства и другое. Заметьте, что некоторые счета могут быть активно-пассивными, то есть они могут давать как прибыль, так и убыток. К таким счетам относят «Расчеты с поставщиками», «Расчеты по налогам» и другие.
2
Внимательно проанализируйте операцию. К активным счетам относят то, что приносит доход; к пассивным – то, что влечет расход некоторых ресурсов. Допустим, вы амортизируете основное средство. В бухгалтерском учете отразите это проводкой: Д20-К02. Счет 20 «Основное производство» является активным счетом, в бухгалтерском балансе он учитывается во втором разделе «Оборотные активы» по строке «Запасы». Счет 02 «Амортизация основных средств» - пассивный. Сумма амортизационных отчислений указывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
3
Если вы сомневаетесь в пассивности или активности счета, можете воспользоваться планом счетов. В некоторых изданиях или программах (например, 1С) возле наименования указан тип счета.
4
Чтобы проверить, правильно ли вы отразили хозяйственные операции, сформируйте бухгалтерский баланс. Актив и пассив должны быть равны, если у вас итоговые суммы расходятся, вы отразили что-то неправильно. Здесь действует принцип ведения двойной записи, на которой основан весь бухгалтерский учет. Еще раз проверьте правильность отражения операций и сформируйте баланс снова.

Совет 2: Как сформировать бухгалтерский баланс

Заполнение формы №1 – это финальный аккорд в создании отчетности предприятия за истекший период. Правила заполнения и структура бланка периодически меняются, поэтому важно всегда быть в курсе последних изменений.
Инструкция
1
Бухгалтерский баланс предприятия характеризует его финансовое состояние на конкретную отчетную дату. Есть несколько условий, которые всегда нужно соблюдать при его составлении.
2
Если по некоторым статьям баланса отсутствуют числовые значения обязательств, активов, расходов, доходов и прочих показателей, то ячейки прочеркиваются, либо строки вообще не приводятся в формах, которые предприятие разрабатывает самостоятельно.
3
Если некоторые показатели очень существенны и нужны для оценки финансовых результатов предприятия заинтересованными пользователями, то их приводят обособленно. Несущественные показатели могут приводиться общей суммой. Их структура раскрывается в пояснительной записке.
4
Отчетной датой баланса является последний день года или квартала, то есть отчетного периода, за который его составляют.
5
При заполнении обязательства и активы необходимо подразделять на долгосрочные краткосрочные. Долгосрочными считаются обязательства и активы сроком погашения (обращения) более 12 месяцев со дня отчетной даты или более операционного цикла предприятия, если он длиннее 12 месяцев.
6
Округления необходимо производить до тысяч рублей. По этой причине допускается расхождение итоговых строк активов и пассивов на 2 тысячи рублей.
7
Порядок заполнения:
В 3 графе укажите данные на начало отчетного периода. Их берут из 4 графы бухгалтерского баланса предыдущего годового отчета.
Раздел I. Внеоборотные активы
В строках 110-112 укажите остаточную стоимость нематериальных активов, по которым начисляется амортизация и полную стоимость нематериальных активов, относящихся к жилому фонду. При заполнении этих строк руководствуйтесь формой №5.
В строки 120-122 внесите данные по действующим и находящимся на консервации основным средствам. Начисление износа производите по единым нормам амортизации. Здесь же отразите кап. вложения. Средства труда относите к основным активам в соответствии с пределом стоимости предметов, установленным 1 января 1996 года. Расшифровку ОС приводите в форме №5.
В 130 строку вносите стоимость всего незавершенного строительства. Руководствуйтесь Приказом МФР №130 от 19.12. 95 г.; ПБУ №160 от 30.12.93г.; ПБУ № 167 от 20.12.94г.
В разделе «Долгосрочные финансовые вложения» (строка 140) отразите инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Во II раздел баланса (Оборотные активы) вносится информация о всех средствах, вложенных в производство, которые за год или операционный цикл должны обратиться в деньги. В III раздел вносится информация о пассивах предприятия. В IV и V разделах отражают долгосрочные и краткосрочные обязательства, то есть кредиторская задолженность предприятия.
8
На забалансовых счетах отражается стоимость ценностей, которые предприятие использует временно.
9
Проверка правильности заполнения формы №1:
1. Суммы активов (Iи II разделы) и пассивов (III, IV и V разделы) должны быть равны.

2. Собственные средства должны быть больше величины внеоборотных активов.

3. Общая сумма оборотных средств должна быть больше суммы заемных средств.

Совет 3: Что такое актив и пассив

При составлении баланса предприятия все хозяйственные записи принято относить либо к активу, либо к пассиву. Если суммы в итоговой строке совпадают, значит, ошибки в расчетах нет и можно на основе получившихся данных готовить отчетные документы.
«В чем состоит принципиальное отличие актива от пассива?» - вопрос, который не оставляет в покое будущих экономистов, а также тех, кто планирует разобраться во всех нюансах бухгалтерского и финансового учета. А знак равенства между двумя графами баланса вносит некоторую путаницу. Действительно, почему так получается?

Структура баланса включает в себя несколько разделов: 2 из них записываются в левой его части, остальные – в правой. В колонке «актив» отражаются оборотные (денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные вложения) и внеоборотные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные инвестиции, незавершенное строительство) средства организации. Здесь записывается имущество, которое находится в распоряжении предприятия. Определить его принадлежность к активам можно по ряду признаков:
- существует возможность распоряжения средствами;
- имущество сулит получение выгоды в будущем периоде;
- у организации есть права на использование материальных ценностей.

К пассиву относятся средства формирования имущества:
- капитал и резервы;
- заемный капитал.
Собственный капитал принадлежит предприятию и влияет на формирование некоторых активов. А средства, привлекаемые организацией для ведения деятельности, в зависимости от срока использования приравниваются к краткосрочным и долгосрочным обязательствам. Они образуют заемный капитал и должны быть возвращены в соответствии с договором.

Таким образом, сумма имущества предприятия всегда равна источникам его формирования. Ведь если организация получила кредит в банке, то средства направляются на приобретение материальных ценностей. В результате актив (стоимость приобретенного имущества) равен пассиву (сумме банковского кредита). Для не предусмотренных балансом ценностей применяется забалансовый учет.

Совет 4: Как проверить правильность баланса

Практически каждого бухгалтера волнует правильность заполнения баланса деятельности организации. Всем известно, что существуют определенные зависимости в бухгалтерской документации, по которым можно проверить правильность расчетов.
Инструкция
1
В интернете можно найти различные источники необходимой информации: так по адресу http://mvf.klerk.ru/f1otchet/vzaimouv.htm размещена таблица, в которую сведены все зависимости заполняемых данных. Показатели бухгалтерского баланса имеют зависимости с показателями «Отчета об изменениях капитала». Например, строка 430, графа 3 баланса должна сходиться со строкой отчета «Остаток на 1 января отчетного года», графа 5; так же как и строка 470, графа 4 баланса — со строкой «Остаток на 31 декабря отчетного года» отчета, графа 6.
2
Показатели баланса также имеют зависимости с данными «Отчета о движении денежных средств». Строка 260, графа 3 баланса соответствует строке отчета «Остаток денежных средств на начало отчетного года», графа 3; так же как и строка 260, графа 4 баланса - строке «Остаток денежных средств на конец отчетного года», графа 3.
3
Показатели также можно сравнить с данными из «Приложения» к «Бухгалтерскому балансу». Строка 110, графа 4 баланса должна соответствовать Общей сумме первоначальной стоимости всех видов нематериальных активов по графе 6 минус общая сумма начисленной амортизации по графе 4 (раздел «Нематериальные активы»).
4
Цифра, которая получается при вычитании: строка 216 (графа 3) минус строка 216 (графа 4) баланса должна совпадать со строкой «Изменение остатков (прирост (+), уменьшение (-)) расходов будущих периодов» из раздела «Расходы по обычным видам деятельности» (графа 3).
5
Вы можете посмотреть полный перечень зависимостей по указанному выше адресу. Существуют также и другие зависимости между документами «Отчет об изменениях капитала» и «Приложение» к «Бухгалтерскому балансу». В целом же можно сказать, что проверить правильность заполнения баланса в программном пакете от компании 1С несложно, главное - следовать определенному алгоритму.

Совет 5: Что такое актив и пассив в бухгалтерском учёте

Люди, занимающиеся бухгалтерским учетом, знают, что вся их деятельность построена на работе с активами и пассивами. Что же представляют собой эти две составляющие?



Активом и пассивом в бухгалтерии является первая и вторая часть бухгалтерского баланса. Совокупность результатов, собранных в единый список в виде таблицы с двумя сторонами называется бухгалтерским балансом.

Эта таблица показывает количество хозяйственных средств и их ключ образования в денежной расценке на определенный срок. На активных счетах бухгалтерии видны имеющиеся средства, а остаток на активном счете показывает, как распределены средства, то есть куда они направлены.

На пассивных счетах видны источники образования хозяйственных средств. Остатки на пассивных счетах показывают, как появились средства. Обязательно нужно запомнить, что в бухгалтерском учете активы и пассивы – это одни и те же деньги, только разделенные на разные группы. Значит, сумма активов всегда будет равна сумме пассивов. Вся сумма активов (или пассивов) является «валютой баланса», однако к валюте других стран этот термин не имеет никакого отношения и служит только для того, чтобы определить объем хозяйственной деятельности той или иной фирмы. В любое время, посмотрев на баланс организации, можно получить сведения о ее денежном положении. Также он показывает имения организации на день составления баланса. Бухгалтерский баланс имеет две части. В первой части собственность представлена разбитой по ячейкам образования – это пассивы, а во второй части собственность представлена по виду, расстановке и количеству элементов - это активы.

Некоторые люди считают, что бухгалтерское дело очень сложное и непонятное. В какой-то мере это действительно так, ведь большая доля бухгалтерской профессии заключается в исследовании сложных указаний о том, на каких конкретно бухгалтерских счетах и в какой последовательности нужно делать учет каких-либо работ.


Источники:
  • бухучет актив пассив
Источники:
  • пассив актив счет
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500