Инструкция
1
Определить икону помогают некоторые каноны, используемые в традиционной иконописи. Первый канон – отсутствие авторской подписи на иконе. Эта традиция берет основы из первых веков христианства, когда художники уклонялись от указания авторства из страха смерти. Позже, когда христианство стало государственной религией Византии, авторство тоже не указывалось: художник создавал икону для Бога и императора, а не ради собственной славы. Поэтому сохранились только единичные упоминания о некоторых иконописцах.
2
Имя автора замалчивается, но имя святого обязательно указывается. Этот канон не так стар, как анонимность икон, но по надписи рядом с ликом (силуэтом святого) вы можете определить его имя. Как правило, имя пишется на церковно-славянском, древнегреческом или ином языке, близком специфике культуры той или иной страны, в которой живет и работает иконописец.
3
В иконописи развита символика цвета. Пурпурный, багряный, - символ царской власти: Бога на небе и императора на земле. Император подписывался пурпурными чернилами и восседал на пурпурном троне, носил пурпурные одежды и сапоги. Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этим цветом пишут одежду Девы Марии. Красный – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, крови, воскресения. Красным цветом изображали одежды мучеников и крылья серафимов.
Белый цвет – символ Божественного света, чистоты, святости и простоты. В одеждах этого цвета изображали святых и праведников, пелены младенцев, души умерших людей и ангелов.
Синий и голубой цвета символищируют небо и Богородицу, совместивушую в себе небесное и земное начала.
Зеленый цвет – трава, листья, молодость, надежда, цветение. Часто использовался в сценах Рождества, в одеждах монахов и юношей (великомученика Пантелеимона, погибшего молодым, изображали в одеждах красного и зеленого цвета).