Совет 1: Как оценить учителя

В работе директора школы или работника местного районо есть один не слишком приятный пункт: время от времени приходится оценивать работу того или иного учителя. Как же поставить оценку человеку, который сам постоянно оценивает других? На какие профессиональные критерии следует обратить внимание, чтобы оценка была объективной?
Инструкция
1
Определите, умеет ли преподаватель пересказывать ученикам то, что знает сам, а кроме того, владеет ли он информацией по своему предмету в том объёме, который необходим. Если преподаватель не справляется с такой задачей, значит, его нельзя назвать профессионалом. Любой преподаватель, как минимум, должен уметь делиться с учениками той информацией, которой обладает сам.
2
Оцените умение преподавателя доносить своё знание до аудитории слушателей. Умения просто пересказать информацию обычно бывает мало. Если ваш преподаватель может доносить до класса информацию, значит, добавьте ему ещё один балл профессионализма.
3
Оцените профессиональный рост преподавателя. Сравнивайте результата преподавателя не только с какими-то определёнными нормами, но и с полученными ранее результатами.
4
Оцените индивидуальные особенности учителя. Обладает ли ваш работник гуманизмом и оптимизмом, которые опираются на сильные качества личности и достоинства человека.
5
Определите, насколько ваш учитель справляется с воспитательной деятельностью. Деятельность преподавателя как воспитателя направлена на формирование опыта социального поведения ребёнка. Становятся ли подопечные вашего учителя более воспитанными? Насколько их социальное поведение близко к нормам, принятым в нашем обществе?
6
Дайте оценку учительской деятельности. Деятельность учителя направлена на освоение учениками учебных планов и норм.
Знания учеников легко проследить по контрольным отметкам. На что же ещё обратить внимание в деятельности вашего учителя?Взгляните на умение учителя регулировать своё поведение. Обратите внимание на впечатления учеников. Что они думают о конкретном учителе, любят ли его или боятся?
Узнайте, сколько времени учитель готовится к проведению уроков, а также поинтересуйтесь качеством проведения этих уроков.

Совет 2: Как оценить урок

Проведение современных уроков – это далеко не однообразный процесс, выполняемый по единой структурно-содержательной схеме. Педагогическая теория разработала многочисленные виды анализа урока, и у каждого своя цель. Практикующего учителя интересует совершенно конкретный анализ, который способствует внесению предложений по улучшению работы педагога. Основу анализа составляет поэтапный разбор действий учителя на уроке.
Инструкция
1
Начиная оценку урока, изложите общие сведения о нем. Отметьте дату проведения, номер школы, класс, фамилию, имя, отчество учителя, учебный предмет, тему, цели.
2
Проанализируйте соответствие выбранного типа урока его дидактическим целям. Определите, рационально ли использовалось время на каждом этапе урока с точки зрения эффективного решения поставленных задач.
3
Определите уровень эффективности выполнения требований программы к материалу урока и использованию разнообразных форм работы с учащимися.
4
Оцените содержательность урока и его дидактическую проработку. Проанализируйте, насколько доступен в изложении, занимателен материал урока, верным ли является соотношение его теоретической и практической частей.
5
Перечислите методы и приемы привлечения и поддержания внимания учащихся на уроке, активизации их деятельности. Оцените эффективность использования наглядных пособий и технических средств обучения.
6
Сделайте выводы о поведении учащихся на уроке. Определите степень их познавательной активности, проявления любознательности, удовлетворенности проведенным уроком. Ответьте на вопрос, использует ли учитель приемы для поддержания работоспособности школьников в течение всего времени урока. Оцените сформированность у учащихся навыков коллективной работы: парной или групповой.
7
Дайте оценку деятельности учителя как организатора урока, сделайте выводы по его роли в учебном процессе. Охарактеризуйте личность учителя, уровень его общей и речевой культуры, эрудицию и профессиональную компетентность. Определите, создан ли на уроке психологический комфорт для учащихся, и насколько проявляется гуманное отношение учителя к ученику.
8
Сделайте выводы о системообразующих компонентах урока, включающих организацию самостоятельной работы учащихся, создание ситуаций успеха, оказание помощи в выполнении индивидуальных заданий, реализацию дифференцированного подхода и приемы по развитию творческой и познавательной активности школьников.
9
Проанализируйте результаты урока, меру достижения личностных и предметных целей. Предложите выводы, сделанные после оценки урока, и пожелания по его совершенствованию.
Видео по теме
Источники:
  • оценка урока

Совет 3: Как оценить учащегося

Для молодых педагогов часто настоящей проблемой становится необходимость адекватно оценить учащегося. Давно известно, что традиционная школьная трехбалльная система не дает объективной оценки. Учителя идут на всевозможные ухищрения, вводя дополнительные «плюсы» и «минусы», чтобы выиграть дополнительные половины баллов и сделать систему более дифференцированной. Но и этого зачастую недостаточно, особенно с учетом того, что «плюсы» и «минусы» не учитываются в качестве формальных отметок.
Инструкция
1
Возможным решением в существующих условиях может стать введение дополнительно к традиционной шкале балльной рейтинговой системы оценок. В этом случае для получения в четверти или полугодии определенной итоговой отметки ученик должен набрать заданное количество баллов, выставляемых за различные виды работ. Рейтинговая система хороша тем, что традиционную оценку усвоенных знаний и навыков она делает более объективной, лишенной личностного отношения педагога к учащемуся, и тем самым позволяет избежать обвинений в предвзятости.
2
Вторым важны преимуществом балльной системы является возможность дифференцировать различные виды учебных работ и тем самым в большей степени уравнять возможности всех учеников в классе. К примеру, учащийся, который боится публичных выступлений перед классом или не может полностью сосредоточиться во время письменной контрольной, получает возможность набрать необходимые баллы иным способом и все же получить объективную итоговую оценку.
3
Рейтинговая система оценки учащихся позволяет поощрять такие личностные качества как старательность, добросовестность, упорство в достижении учебных целей. Ни для кого не секрет, что традиционная система отметок не дифференцирует учеников в зависимости от их природных способностей и личностных качеств. Поэтому зачастую возникает достаточно несправедливая ситуация, когда неорганизованный, ленивый, но одаренный ученик получает на контрольных и экзаменах высокие оценки, заметно обходя своих более старательных, но менее способных одноклассников. Дополнительно начисляемые баллы за регулярное посещение занятий, за активность во время урока и стремление самостоятельно мыслить и обосновывать свою точку зрения могут значительно компенсировать различия между учащимися, обусловленные их природными данными. Это очень важно для стабильного психологического климата в учебном коллективе, поскольку в этом случае каждый школьник знает, что у него есть реальная возможность добиться объективных высоких оценок благодаря своему упорству и настойчивости. Таким образом устраняется причина для взаимных обид и конфликтов.
4
При использовании рейтинговой системы оценки учащихся важно помнить, что в полной мере она работает только тогда, когда четко разработана система начисления установленного количества баллов за определенные виды работы. Количество баллов за один и тот же вид деятельности не может быть изменено по желанию учителя в отношении отдельных учеников. Только в этом случае эта методика оценки учащихся будет полностью объективной и даст положительный эффект.
Видео по теме
Источники:
  • Как оценить ученика?
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500