Совет 1: Как уволить не по сокращению

Увольнение - процедура неприятная. У работника падает самооценка и появляется необходимость искать новое рабочее место, а у работодателя - повод опасаться, что обиженный работник обратится в трудовую инспекцию и докажет, что уволили его незаконно. С этим часто сталкиваются работодатели, которые увольняют работников не по сокращению. Поэтому, увольняя работника, важно соблюдать закон.
Инструкция
1
Самый простой и распространенный способ уволить работника - договориться с ним. Таким образом, он уволится по собственному желанию или соглашению сторон, получив расчет. Если работник знает, что плохо соответствует занимаемой должности или не слишком держится за место, как правило, так и происходит.
2
Уволить работника по инициативе работодателя, но не по сокращению сторон несколько сложнее. По закону основные причины уволить работника у работодателя могут быть следующие:
1. несоответствие работника занимаемой должности из-за его недостаточной квалификации, что должно быть подтверждено результатами аттестации.
2. неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин при наличии у работника дисциплинарного взыскания.
3. грубое нарушение трудовых обязанностей (появление в нетрезвом виде и др.).
Трудовой кодекс содержит и иные причины, однако, как правило, они встречаются редко (например, использование работником подложных документов).
3
Основной способ, позволяющий законно уволить работника, который плохо справляется с трудовыми обязанностями, хотя соблюдает дисциплину, - проведение аттестации работников для выявления недостаточной квалификации для занимаемой должности. Аттестации подлежат все работники за исключением беременных женщин, пенсионеров, а также тех, кто проработал в занимаемой должности менее года. Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия, состоящая, как правило, из работников службы персонала и руководства компании, а также, по необходимости, иных специалистов, психологов и т.д. Систему проведения аттестации, а также все документы, разрабатывает сама компания (обычно служба персонала).
4
По итогам аттестации на каждого работника оформляются соответствующие документы, в которых закреплены итоги аттестации. Работодатель обязан проинформировать работников об итогах аттестации. Если работодатель приходит к выводу о том, что работник недостаточно квалифицирован, то он вправе его уволить, предварительно предложив ему перейти на ту должность, которой он бы соответствовал.
5
Что касается иных перечисленных причин для увольнения работника (например, появление на работе в нетрезвом виде), то любой такой факт должен быть подтвержден документами В случае с появлением на работе в нетрезвом виде необходимо иметь результаты медицинского освидетельствования, подтверждающие данный факт.

Совет 2: Можно ли уволить по сокращению инвалида 3 группы

Инвалиды вне зависимости от группы имеют такие же права, как и остальные работники. В то же время они имеют определенные льготы и особые условия труда. Инвалидность 3-й группы предполагает умеренно выраженное ограничение в определенной сфере жизнедеятельности. Говоря о сокращении, стоит отметить, что в этом вопросе группа не имеет особого значения.

Сокращение из-за инвалидности

По 83-й статье Трудового Кодекса РФ работодатель может уволить инвалида в случае неспособности к трудовой деятельности по медицинскому заключению.
Права инвалидов защищаются Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. Трудовые взаимоотношения работодателей и работников, в том числе инвалидов, регулируются Трудовым Кодексом РФ.

В остальных случаях работодатель должен предоставить сотруднику с инвалидностью те условия труда, которые должны соответствовать ИПР. Если работник признается инвалидом в период работы, а руководство не в состоянии создать отвечающие требованиям условия, оно обязано предложить другую работу, которая будет соответствовать состоянию здоровья работника. В случае, если такой работы нет в наличии или работник не соглашается на другую вакансию, работодатель имеет полное право расторгнуть трудовой договор.
ИПР - индивидуальная программа реабилитации, которая выдается инвалиду вместе со справкой по инвалидности. Включает в себя перечень мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию утраченных функций организма.

Сокращение на общих основаниях

При сокращении штатных работнико, увольнение инвалидов производится в обычном порядке. По 261-й статье Трудового Кодекса РФ работодателям запрещено сокращать:
- беременных женщин;
- женщин, воспитывающих детей до 3-х лет;
- женщин, которые являются матерями-одиночками, воспитывающие ребенка до 14 лет либо ребенка-инвалида до 18 лет.

В статье 179 Трудового Кодекса оговорена категория работников, которые имеют высший приоритет в выборе сотрудников, которые останутся в штате организации после сокращения. К такой категории относятся:
- сотрудники с наивысшей производительностью труда;
- сотрудники, имеющие самую высокую квалификацию.

При равных условиях, а именно производительности и квалификации, преимущественное право на оставление на рабочем месте имеют следующие сотрудники:
- семейные работники, содержащие двух и более иждивенцев;
- лица, в семье которых отсутствуют другие работники, имеющие свой заработок;
- лица, получившие инвалидность в данной организации вследствие несчастного случая или приобретенного профессионального заболевания;
- инвалиды-участники Великой Отечественной Войны;
- инвалиды, получившие группу при участии в военных действиях по защите Отечества;
- сотрудники, находящиеся на повышении квалификации без отрыва от основной работы;
- другие работники, указанные в федеральных законах.

Из вышеуказанного перечня следует, что при сокращении штата, работника с инвалидностью можно уволить наравне с остальными работниками, если только он не относится к определенной категории сотрудников и имеет такую же производительность труда и степень квалификации.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500