Совет 1: Как играть на гармошке

Гармошка – популярный народный инструмент, который раньше можно было увидеть практически на любом деревенском празднике.

 По обеим сторонам мехов гармошки, предназначенных для звукоизвлечения, располагается клавиатура. Правая клавиатура используется музыкантом для наигрывания мелодии, а левая клавиатура необходима для создания аккомпанемента. Существует несколько различных видов этого знаменитого народного инструмента, но принцип действия остаётся одинаковым, независимо от того, на гармошке какого типа вы играете. Наиболее известными видами однорядных гармошек являются «тальянка», «ливенка», тульская гармошка. Среди двухрядных гармошек наибольшую популярность получили «хромка» и «русская венка». Играть на гармошке полагается просто и со вкусом, настоящий гармонист всегда вырабатывает собственную манеру исполнения, но начинать обучение игре на этом инструменте следует с азов. 

  1. Помните, что иногда для того, чтобы научиться играть на гармошке самые простые мелодии или частушки, бывает достаточно даже одного вечера.
  2. Гармошка создана для того, чтобы исполнять на ней популярные народные песни или наигрыши. Исполнять классические музыкальные произведения на гармошке не стоит – она не предназначена для этого, лучше предпочесть баян или аккордеон.
  3. Народный музыкант не обязательно должен быть чрезвычайно виртуозным и техничным. Главное – помните о том, что гармонисту всегда требуется уверенность в себе, в своей игре и в собственной манере исполнения. Настоящий гармонист не ограничивает свою игру только тем, что умеет перебирать пальцами – он играет и душой, и телом.
  4. Начинать обучение игре на гармошке следует с левой руки. Не стоит сразу же пытаться подбирать правой рукой на ладилках какие-либо понравившиеся вам народные мелодии – это неправильный подход. Для того, чтобы правильно исполнить какую-либо мелодию, необходимо прежде всего левой рукой подобрать её гармонию. Помните, что без участия левой руки ни одна мелодия не получится, а вот без участия правой руки – без проблем.
  5. Обычно самыми первыми песнями, которые разучивает начинающий гармонист, становятся народные частушки – эти куплеты исполняются под самую простую и незамысловатую мелодию, которую может выучить даже человек, не очень хорошо разбирающийся в народной музыке.      

Совет 2: Как научиться играть на губной гармошке

Губная гармошка – это довольно распространенный музыкальный инструмент. Звук в таком инструменте воспроизводится посредством колебания медных пластинок, которые находятся внутри гармошки. Для того что бы научиться играть на этом инструменте, вам нужно знать три основных техники постановки губ и языка, относительно гармошки – свист, u-образная блокировка, блокировка языком.
Инструкция
1
Техника свиста.

Неопытные гармонисты первым делом стараются играть одну ноту именно этой техникой. Ей довольно легко научиться, но в тоже время она является ограничивающей.

Что бы играть свистом, нужно:

1. Сожмите губы так, как при свисте.

2. Возьмите гармошку в губы, сохраняя их положение.

3. Выберете какую-либо одну дырочку в гармошке, после этого постарайтесь сфокусировать губы на этой области. Направляйте поток воздуха прямо через это отверстие. Если вы услышите чистый звук, то это значит, что ваши губы находятся в правильном положении.
2
U-блокировка.

Эта техника требует, чтобы вы «свернули» язык в букву «U», при этом правая и левая сторона языка будет блокировать крайние отверстия.

1. Взяв губную гармошку в губы, постарайтесь, чтобы они покрывали 3 дырочки.

2. Кончик языка поместите в то отверстие, которым вы хотите играть.

3. Свернув язык букой «U», закройте две крайние дырочки, центральная должна быть открыта. Вдохните и выдохните.

Когда вы научитесь воспроизводить чистый звук в одной дырочке, постарайтесь переместиться на другие. Тренируясь таким образом, вскоре вы сможете играть мелодии вверх и вниз.
3
Техника блокировки языком.

Для изолирования отверстий от воспроизведения звука используются язык и губы. Эта техника является наиболее популярной среди опытных гармонистов, потому что это самый легкий способ перестройки с ноты на аккорд.

Что бы воспользоваться этой техникой вам нужно:

1. Возьмите губную гармошку в губы, при этом постарайтесь, чтобы она находилась как можно глубже, но позволяя вам свободно дышать.

2. Губами покройте 4 дырочки.

3. Высунув язык, отодвиньте его в угол, чтобы он закрывал 3 крайних отверстия.

4. Вдохните и выдохните. При такой позиции языка, воздух должен проходить только через одно открытое отверстие. Если у вас не получается чистого звука с первого раза, расслабьте язык и попробуйте снова.
Источники:
  • игра на губной гармошке

Совет 3: Как играть на губной гармонике

Губная гармоника – небольшой музыкальный инструмент, довольно распространенный в прошлый годы. В наше время популярность его значительно поуменьшилась. Причиной этому не в последнюю очередь стала кажущаяся сложность обучения игры на нем. Играть на губной гармонике трудно только на первый взгляд. Необходимо лишь овладеть парой несложных приемов и уже после нескольких упражнений вы сможете исполнять простейшие произведения.
Вам понадобится
  • - губная гармоника;
  • - время;
  • - самоучитель игры или репетитор.
Инструкция
1
Если у вас еще нет губной гармоники, начинать обучение необходимо с покупки правильного инструмента. Таковым является, к примеру гармоника Blue Harp, имеющая 10 отверстий и настроенная по так называемой системе Рихтера. Благодаря своей простоте она идеально подойдет новичку; приобрести ее можно по довольно разумной цене, и вы сможете быть абсолютно уверены, что вам не продали дешевую игрушку, не подходящую для настоящей игры.
2
Откройте самоучитель и посмотрите, в какой тональности записаны представленные в нем уроки. В большинстве учебников для начинающих публикуются уроки в тональности C-Dur.
3
Приобретая самоучитель, предпочтение отдайте книге, в комплекте к которой идет компактный диск с записанными мелодиями - так вам будет легче оценивать получающийся результат.
4
Все великое начинается с малого, поэтому прежде всего вам нужно будет освоить отдельные звуки. Поначалу вам будет непросто дуть в какое-то определенное отверстие. При этом нужно не только стремиться не захватывать несколько нот одновременно, но и научиться правильно и чисто выдувать каждую из них.
5
Например, вы пытаетесь сыграть ноту на канале номер 2. Попытайтесь сыграть ее максимально тихо и долго, чтобы в ней не были слышны вибрирование или дрожание. Из гармоники должен быть слышен только этот один единственный тон, нельзя допускать возникновения никаких посторонних звуков.
6
Освоив каналы по отдельности, вы сможете совмещать их звучание в соответствие с нотами того произведения, которое вы хотите научиться исполнять.
7
Дополнительные акценты звукам при игре на губной гармонике можно придавать, воспользовавшись разными техниками. В их число входят: скатывания языка трубочкой, вибрация горлом, дрожание рук, сведение двойных тонов и многие другие. Все эти техники вы можете комбинировать в зависимости от вашего желания и требований к мелодии.
8
Не забывайте сравнивать получающиеся у вас результаты со звучанием инструмента, записанным на прилагаемом CD. Пытайтесь воспроизвести мелодию как можно точнее, и после пары уроков вы уже сможете поразить своих друзей и знакомым таким необычным в наше время умением – игрой на губной гармонике.
Видео по теме

Совет 4: Как играть на аккордеоне

Мастерство аккордеонистов-виртуозов открыло этому инструменту дорогу в лучшие концертные залы мира. В то же время народные исполнители зачастую играют на аккордеоне, даже не зная нот. Конечно, для того, чтобы исполнять сложнейшие классические произведения, нужно долго учиться, причем у хорошего преподавателя. Но научиться играть несложные мелодии вы сможете и самостоятельно.
Вам понадобится
  • - аккордеон;
  • - самоучитель игры на аккордеоне;
  • - схема кварто-квинтового круга;
  • - схема клавиатуры;
  • - сборник гамм и аккордов;
  • - ноты для аккордеона;
  • - цифровки знакомых песен.
Инструкция
1
Многие народные музыканты подбирают мелодии и аккорды по слуху, благо конструкция аккордеона это позволяет. Но дело у вас пойдет значительно быстрее, если вы все-таки выучите ноты и простейшие тональные последовательности. Аккорды в любом произведении ставятся в определенном порядке. В этом смысле кнопочный механизм аккордеона и некоторых других инструментов устроен предельно рационально. Начните обучение с правой руки. Выучите ноты и их расположение на клавиатуре. Она очень похожа на фортепианную. Звук в полной октаве «до» располагается ниже группы из двух черных клавиш, «ре» - между двумя черными клавишами, «ми» - выше этой группы и т.д. Имейте в виду, что у аккордеона самая верхняя и самая нижняя октавы чаще всего бывают неполными.
2
Научитесь играть несложные мелодии одной рукой. Лучше, если они будут написаны в мажорных тональностях. Тщательно следите за движением мехов. В нотах обычно обозначено, когда меха нужно растянуть или сжать. Следите, чтобы воздух в инструменте был всегда, полное сжатие возможно лишь в некоторых случаях. Научитесь раздвигать меха равномерно. Делайте это сначала медленно, затем попробуйте в разных темпах.
3
Аккомпанемент многих музыкальных произведений можно представить себе в виде схемы «Т–S-D-T», где Т – основной аккорд, или тоническое трезвучие, S – аккорд, построенный на субдоминанте, т.е. на четвертой ступени, а D – трезвучие, которое строится на пятой ступени, или доминанте. Научитесь определять ступени. Так, в до-мажоре субдоминантой будет нота фа, а доминантой – соль. Очень полезно выучить буквенные обозначения разных тональностей, это поможет при чтении цифровок. Ощупайте кнопки аккордеона. Найдите середину ряда, расположенного дальше всего от мехов. На ней вы найдете небольшую выемку. Это звук до. Средние кнопки в остальных рядах – это аккорды, которые строятся от ноты до. Аккордеоны бывают разных конструкций, поэтому нажмите каждую из этих кнопок и послушайте, какой аккорд она дает – октаву, до-мажор, до-минор или септаккорд от этого звука.
4
Возьмите схему кварто-квинтового круга. Дело в том, что все кнопки аккордеона расположены именно в соответствии с этой схемой, так что по одну сторону от кнопки «до» будут находиться не «си» и «ре» (или «си» и «до-диез»), а «фа» и «соль». Кстати, они тоже могут быть обозначены значками, которые легко прощупываются. Попробуйте сыграть простенький квадрат по указанной схеме. Если заменить условные обозначения настоящими звуками, то порядок будет такой: «до-фа-соль-до», он же «C-F-G-C». Составьте такие же схемы для других тональностей, хотя бы для самых распространенных.
5
Соедините аккомпанемент с мелодией. Где нужно менять аккорды, указано в цифровке. Как только у вас получится быстрая смена аккордов, попробуйте немного усовершенствовать аккомпанемент. Например, в нескольких местах вместо трезвучия пятой ступени взять доминантсептаккорд.
6
Посмотрите внимательно на кварто-квинтовый круг. Загляните также в сборник гамм. Вы увидите, что каждой мажорной тональности соответствует параллельная минорная с тем же количеством ключевых знаков. Например, для до-мажора это будет ля-минор, для соль-мажора – ми-минор, для ре-мажора – си-минор и т.д. При этом есть разные виды минора – натуральный, гармонический и мелодический. Это важно учитывать при подборе аккомпанемента. К примеру, в популярных песнях чаще прочих применяется гармонический минор с повышенной седьмой ступенью. Если вы попробуете выстроить аккорды аккомпанемента по предложенной уже схеме, то в натуральном ля-миноре за тоническим минорным аккордом пойдут ре-минор и ми-минор, а в гармоническом аккорд пятой ступени будет мажорным.

Совет 5: Как играть на двухрядной гармошке

В старорусские времена во всех деревнях по вечерам можно было услышать очень мелодичные переливы, извлекаемые из гармони, или по-простому, гармошки. Все парни, которые умели на них играть, считались завидными женихами и пользовались любовью девушек. Позже желание играть на гармошке охватило весь мир, и этот инструмент стал пользоваться огромной популярностью среди как взрослого, так и молодого поколения. Так как же научиться играть на гармони?
Инструкция
1
Для начала подберите подходящий инструмент. Лучше всего подойдут двухрядные хромовые гармони, другими словами хромки. Они состоят из двух клавиатур: левая - с клавишами, необходимая для аккомпанемента - бас или писк, правая – с кнопками, выделяющая мелодию.
2
Меха нужно поставить на левую ногу, а гриф должен упереться в правое бедро. Ремни надеваются произвольно: или сразу два, или только один. Сама гармонь или прижата к телу, или находится на небольшом расстоянии. Главное – свобода движений. Проверьте натяжение ремней. В идеале они должны давать возможность поставить гармонь на колено. Если игра производится стоя, то инструмент должен висеть на плечах так, чтоб вам было удобно на нем играть.
3
Расположите правильно руки. Большой палец правой руки должен быть за грифом, нижняя часть ладони - немного отходить от инструмента. Левая рука продевается через ремень с противоположной стороны, помогает двигать мехом и пальцами нажимает клавиши.
4
Познакомьтесь с левой клавиатурой. На ней огромное количество кнопок, у каждой из них свое назначение. В первых двух – чередование баса и аккорда. В-третьей – только бас. Потренируйтесь играть простые мелодии. Для начала просто пройдитесь пальцами по кнопкам и подвигайте мехом, чтобы лучше чувствовать инструмент. Потом можно перейти к разучиванию частушек, так как у них самая легкая мелодия.
5
В самом начале обучения смотрите во время игры на инструмент. Для лучшего запоминания последовательности нажатия кнопок необходим постоянный присмотр. Позже все будет происходить автоматически и можно уже не смотреть. После освоения простых мелодий можно переходить к более сложным исполнениям. Для этого научитесь играть сразу двумя руками, дабы выделялась не только мелодия или бас по отдельности, а все вместе. Затем переходите к изучению нотной грамоты и, непосредственно, к исполнению сложных мелодий и песен.

Совет 6: Как играть на губной гармошке

Чтобы научиться играть на губной гармошке, не обязательно использовать простой способ блокировки дырочек, чтобы получить звучание. Взамен традиционному методу вы можете воспользоваться двумя техниками постановки губ и языка: блокировка при помощи языка и свист.



Новички сначала пытаются обучиться играть одну ноту. Она довольно легко учится, но является ограниченной. Для того чтобы сыграть ее методом свист, следует:



  1. Сжать губы так же, как вы свистите.

  2. Гармошка прижимается к губам, и устанавливается общепринятое положение. Губы находятся в сжатом состоянии, но не напряженном.

  3. Необходимо найти пятую дырочку на губной гармошке и сфокусировать на ней ваши губы, затем произвести вдох и выдох. Поток воздуха направляются от диафрагмы в пятую дырочку. В случае если губы установлены в правильном положении, вы услышите чистое звучание.

  4. Начинающему гармонисту сначала будет трудно обучиться данной технике, но с постоянной практикой будет получаться все лучше и лучше. После того, как вы научитесь играть на губной гармошке отдельные ноты, можно начать играть мажорные гаммы вниз и вверх. Во время каждой игры отдельной ноты необходимо сохранять исходной положение губ, передвигая при этом гармонику.


Блокировка при помощи языка


В блокировки языком действуют язык и губы. Они будут изолировать отверстия от звучания. Опытные гармонисты чаще всего используют данный метод блокировки, потому что он самый легкий при перестроении с одной ноты на аккорд. Чтобы осуществить блокировку при помощи языка, следует:



  1. Необходимо взять гармошку в губы. Она должна быть взята глубоко, насколько можно, при этом, не мешая вам свободно дышать.

  2. Гармошка должна находиться так, чтобы ваши губы могли закрыть с первой по четвертую дырочки.

  3. Теперь нужно высунуть язык, прижать и отодвинуть его в угол таким образом, что он захватил с первого по третье отверстия. Затем создается свободное место для воздуха возле 4-го отверстия краем губ.

  4. Необходимо произвести вдох и выдох. В установленном положении языка, воздух будет проходить через незакрытое отверстие. Для того чтобы осуществить чистое звучание, вам следует расслабить язык и произвести звук. Если вы не смогли создать чистое звучание, тогда нужно сузить губы так, чтобы язык закрывал только 2 отверстия.

  5. Можно попытаться блокировать при помощи языка со второго по четвертое отверстия, а первое оставить незакрытым и создать звучание.

Видео по теме
Видео по теме
Народные инструменты украинского народа
Связанная статья
Народные инструменты украинского народа
Источники:
  • обучение игры на гармошке
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500