Инструкция
1
Прежде всего нужно изучить основные классы органических и неорганических соединений. На крайний случай можно иметь перед собой подходящую шпаргалку, которая сможет помочь во время выполнения задания. После тренировки все равно в памяти отложатся необходимые знания и умения.
2
Базовым является материал, охватывающий химические свойства, а также способы получения каждого класса соединений. Обычно они представлены в виде общих схем, например: 1. кислота + основание = соль + вода
2. кислотный оксид + основание = соль + вода
3. основный оксид + кислота = соль + вода
4. металл + (разб) кислота = соль + водород
5. растворимая соль + растворимая соль = нерастворимая соль + растворимая соль
6. растворимая соль + щелочь = нерастворимое основание + растворимая соль
Имея перед глазами таблицу растворимости солей, кислот и оснований, а также схемы-шпаргалки, можно по ним решать уравнения реакций. Важно только иметь полный перечень таких схем, а также сведения о формулах и названиях различных классов органических и неорганических соединений.
3
После того, как удастся составить само уравнение, необходимо проверить правильность написания химических формул. Кислоты, соли и основания легко проверяются по таблице растворимости, в которой указаны заряды ионов кислотных остатков и металлов. Важно помнить, что любая формула должна быть в целом электронейтральна, то есть, количество положительных зарядов должно совпадать с количеством отрицательных. Обязательно при этом учитываются индексы, которые перемножаются на соответствующие заряды.
4
Если и этот этап пройден и имеется уверенность в правильности написания уравнения химической реакции, то можно теперь смело расставлять коэффициенты. Химическое уравнение представляет собой условную запись реакции с помощью химических символов, индексов и коэффициентов. На этом этапе выполнения задания обязательно нужно придерживаться правил:• Коэффициент ставится перед химической формулой и относится ко всем элементам, входящим в состав вещества.
• Индекс ставится после химического элемента немного внизу, и относится только к стоящему слева от него химическому элементу.
• Если функциональная группа (например, кислотный остаток или гидроксильная группа) стоит в скобках, то нужно усвоить, что два, рядом стоящих индекса (перед скобкой и после нее) перемножаются.
• При подсчете атомов химического элемента коэффициент умножается (не складывается!) на индекс.
5
Далее подсчитывается количество каждого химического элемента таким образом, чтобы суммарное число элементов, входящих в состав исходных веществ совпадало с числом атомов, входящих в состав соединений, образовавшихся продуктов реакции. Путем анализа и применения, вышеизложенных, правил можно научиться решать уравнения реакций, входящих в состав цепочек превращений веществ.