Совет 1: Как пересказать текст

Развитие устной речи предполагает формирование навыков свободного пересказа прочитанного текста близко к оригиналу. Надо ли при этом механически заучивать куски произведения наизусть? Какие приемы могут помочь в пересказе текста?
Инструкция
1
Заучивая наизусть стихотворение, попробуйте каждую его строку выписать в виде последовательности начальных букв каждого слова. Например, фраза «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» будет выглядеть таким образом: о с н о ч г п д. Подобным способом напишите буквенные ряды для всего стихотворения, по строкам.
2
Умение пересказывать художественные отрывки близко к тексту потребует также ежедневного выполнения некоторых заданий и упражнений.
3
Выберите небольшой по размеру рассказ. Прочитайте его ребенку вслух. Затем попросите ребенка ответить на вопросы, относящиеся к содержанию прочитанного. Ребенок должен научиться отвечать не односложно, а полным предложением.
4
После того, как ребенок выполнит предыдущее упражнение, прочитайте ему несколько самых разных предложений и попросите угадать или вспомнить, какие из них встречались в ранее зачитанном тексте.
5
Еще одно задание. Перемешайте предложения в ранее прочитанном тексте и попросите ребенка расположить их в правильном порядке. Важно стремиться к тому, чтобы он проговорил все предложения вслух.
6
Очередное задание включает работу с глаголами: пусть ребенок расположит их по порядку, после чего перескажет текст.
7
Нет необходимости работать только с текстом. Ребенку можно предложить изображенную на картинке ситуацию. Дается задание внимательно рассмотреть картинку и составить для нее рассказ, используя вопросы-подсказки.
8
Попросите ребенка назвать качества, которыми может обладать герои (герои), изображенные на картинке. Пусть ребенок попытается обосновать, почему, по его мнению, им присущи названные качества. Что могут делать герои помимо того, что изображено на рисунке? Практикуйте образование новых слов, производных от тех, что использовались в рассказе. Например, «радость - радостный – радостно».
9
Далее ребенку стоит предложить воспроизвести предложение по одному-двум ключевым словам, исправить заведомо внесенные в текст фактические ошибки и искажения, исправить текст, восстановив верный порядок слов.
10
Возможно и такое задание: нарисовать схемы, символически отображающие происходящее в рассказе, а потом по этим опорным сигналам пересказать текст. Это лишь некоторые из возможных полезных упражнений по пересказу текстов. Важно, чтобы ребенок повторял за вами текст полными, развернутыми предложениями.

Совет 2: Как пересказать близко к тексту

Умение много и убедительно говорить можно развить, пересказывая прочитанное близко к тексту. Запоминание и последующий пересказ тренирует не только речь, но укрепляет и развивает память, помогает справиться со стеснительностью и косноязычием.
Чтобы развить умение правильно говорить, нужно много читать. Но одного этого мало. Умение грамотно излагать свои мысли формируется в процессе пересказов прочитанного. Чем раньше начинают учить этому ребёнка, тем легче ему будет в жизни.

От умения убедительно и грамотно говорить зависит не только успешная учёба, но и адаптация в любом обществе, и построение карьеры в дальнейшем.
Чтобы пересказывать близко к тексту, достаточно сформировать свой собственный алгоритм действий, базирующийся на общих принципах.

Малыша должен учить доброжелательно настроенный взрослый. Педагогического образования для этого не требуется. Если же взрослый ставит перед собой задачу преодолеть стеснительность и косноязычие, лучшего способа, чем пересказывать прочитанное, трудно придумать.

Научить ребёнка пересказу прочитанного



Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты. Незаменимы в этом плане сказки, баллады и легенды. Они веками оттачивались для устной передачи от слушателя к слушателю, поэтому легки для запоминания.

Сначала нужно прочесть ребёнку текст с выражением, убедиться, что сюжет ему интересен и понятен.
Взрослый разделяет рассказ на смысловые части и выделяет опорные слова. В процессе обсуждения прочитанного нужно следить, чтобы ребёнок употреблял их в своих ответах.

Затем попросить ребёнка рассказать все, что он запомнил, желательно с выражением и в лицах. Так упражнение будет больше похоже на игру и поможет избежать утомления. Взрослый должен внимательно и с интересом выслушать, не поправляя и не сбивая с мысли маленького рассказчика.

Прочесть ребёнку текст ещё раз и попросить отметить то, что ускользнуло от его внимания. Какие выражения при рассказе он употреблял неправильно, не так, как написано в тексте. Если неправильностей много, придётся читать по абзацам и просить рассказать каждый абзац отдельно.

После того, как весь текст пересказан, нужно его ещё раз прочесть, чтобы ребёнок услышал, что выделяется особенным тоном. Какие слова и фразы нужно произносить, чтобы в точности передать смысл и мелодику сказки или рассказа.

Пересказ прочитанного близко к тексту для учеников и взрослых



Прежде всего, текст должен быть прочитан вслух, с выражением и выделением смысловых частей; отмечены опорные фразы, которые облегчат запоминание и сохранят стиль текста.

Важно осмыслить его и убедиться, что все понято. После этого рассказать прочитанное в самых общих чертах не составит труда.
Как правило, тексты уже разбиты на части и абзацы. Вот на них и следует опираться в дальнейшем запоминании.

Затем пересказать весь текст целиком. Хорошо, если кто-то прослушает пересказ и проследит по исходнику.
Если результат удовлетворяет, прочесть весь текст ещё раз для лучшего закрепления в памяти или повторить все снова до полного запоминания.

Для развития устной речи, для тренировки памяти и умения излагать свои мысли убедительно тренировки в виде пересказа прочитанного близко к тесту просто незаменимы.

Даже, окончив школу, многие понимают, что умение говорить много и красиво – вещь необыкновенно важная не только для карьерного роста. Научиться этому никогда не поздно и легче всего это достигается пересказами текстов.
Видео по теме

Совет 3: Что такое художественный текст

Во время обучения русскому языку и литературе особое внимание обращается на изучение художественных текстов, их признаков и особенностей. Художественный стиль используется во всех литературных произведениях.

Понятие художественного текста



Художественный текст (художественное описание) является частью текстовых описаний в ролевых материалах. В них не бывает игровых и игромеханических данных. Художественный текст часто написан с позиции обывателя о литературных фрагментах отдельных сторон мира. Художественные тексты создают атмосферу, разжигают воображение читателей, помогают погрузиться в текст. Например, к художественному стилю можно отнести стихотворения, рассказы, романы, поэмы и многие другие жанры литературы. Многие классики российской литературы использовали в своих произведениях именно художественный стиль.

Особенности и признаки художественных текстов



Художественный текст относится к художественному стилю речи. Из этого выделяются его отдельные признаки. Художественный текст богат различными средствами выразительности, такими как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории и многие другие. С помощью таких средств автор строит образы и понятия того, о чем идет речь в художественном произведении. Художественный текст также обладает высокой степенью эмоциональности. С помощью такого стиля автор не только может передавать собственные эмоции, но и вызывать их у читателей. Например, с помощью средства описания автор передает настроение картины мира. Выраженную таким образом фантазию и чувства невозможно увидеть, к примеру, в научных статьях и деловых документах.

Художественным текстам также свойственна целостность. Это означает, что отдельные категории текста взаимосвязаны между собой, они образуют цельную структуру. Кроме этого, художественный текст всегда должен иметь идею и основную мысль автора. Часто из такого текста сложно выделить даже отдельное предложение, из-за которого может потеряться смысл всего произведения.

Информативность художественного текста



Художественный текст всегда имеет адресанта и несет в себе конкретную информацию. Такая информация, однако, может искажаться из-за особенностей восприятия читателя. Причина – отсутствие определенного жизненного опыта или другая точка зрение на описываемые факты и события. Анализирует художественные текст на этот счет специальная наука, которая называется стилистикой. Благодаря литературоведческому анализу художественного текста критиком, можно понять, что конкретно хотел донести автор до читателей.

Совет 4: Как пересказать английский текст

Рассказывая друг другу последние новости или содержание недавно увиденного фильма, мы выделяем главное. Пересказ на английском языке позволяет запоминать новые слова и выражения, что формирует и развивает вашу речь. Как научиться пересказывать на английском?
Инструкция
1
Пересказ – не заучивание текста, а передача его основного содержания. Поэтому ни о какой зубрежке не может быть речи. Прочитайте текст целиком два-три раза. Перескажите его сначала на русском языке. Выделите в нем несколько предложений, которые лучше всего отражают суть текста. Следите за тем, чтобы они не были случайными отрывками. Для этого, оцените текст на смысловую целостность, перечитав его. По сути, у вас должен получиться тот же текст, но меньшего объема.
2
Выбирайте для пересказа действительно понравившиеся вам тексты. Если такой возможности нет, постарайтесь полюбить тот текст, который вам достался. Уточните все непонятные слова или идиомы. Разбейте некоторые сложные предложения на более простые, затем добавляйте к ним эпитеты, пару вводных слов. Следите за правильностью составления косвенной речи – в пересказе она присутствует почти всегда.
3
Поделите текст на смысловые части. Перескажите каждый из абзацев. Чтобы собрать их в единое целое при воспроизведении, старайтесь запомнить, какой фразой заканчивается предыдущая часть и с какой начинается следующая. Представляйте себе все, что происходит в вашем тексте, даже если это сухое перечисление фактов. Визуализируйте все образы, действия, прорисуйте в воображении каждую деталь: цвета, эмоции. Не стесняйтесь слегка жестикулировать во время пересказа.
4
Пересказывайте текст вслух. Двух раз будет недостаточно. Чтобы запомнить текст, перескажите его несколько раз. Подсмотрите в шпаргалку, если забыли слово или начало предложения, но делайте это плавно. Не мучайте себя долгими паузами, вспоминая что за чем идет, иначе пересказать толком так ничего и не удастся. Старайтесь не зависеть от шпаргалки – замените забытое слово синонимом, а предложение – своими словами.
5
Делайте паузы. Повторите текст через пару часов, на ночь и с утра. Между пересказами старайтесь абстрагироваться от текста полностью, чтобы дать возможность информации осесть, а мозгу – передохнуть. После каждой паузы сначала освежите текст в памяти, пробежав глазами, а потом воспроизводите.
Источники:
  • пересказ текста на английском языке

Совет 5: Как научить пересказывать текст

Одно из устных упражнений, которое могут задать в школе – пересказ содержания текста. Он может быть как подробным, так и общим. Тем не менее, многие учащиеся не знают, как это нужно делать наиболее продуктивно.
Инструкция
1
Попросите учащихся перечитать несколько раз внимательно тот текст, который нужно пересказать. Все зависит от того, какую задачу вы им ставите. Если задание состоит в передаче основной идеи текста, то ученикам будет достаточно прочитать его несколько раз. Некоторым из них хватит и одного беглого просмотра. Если же цель – близкая по содержанию интерпретация, то скажите им проработать текст как следует много раз.
2
Скажите ученикам, чтобы каждый выделил основные части, на которые нужно обратить пристальное внимание. Любой написанный материал содержит опорные пункты, абзацы, параграфы и т.д. Пусть учащиеся выстроят в голове логическую цепочку из частей текста. Попросите их запомнить наиболее примечательные моменты каждой из них. Проследите, чтобы они использовали карандаши для подчеркиваний. Зрительная память тогда будет работать более эффективно.
3
Проверьте подробный план для пересказа. Как только учащиеся смогли точно определить основные части текста, скажите им сделать его схему. Она может быть разбита на 5-6 пунктов и более. Все зависит от объема текста. В каждом пункте должны быть несколько опорных фраз, которые раскрывают его содержание. Делать это нужно все письменно в тетради или на отдельном листке. Это будет очень продуктивная проработка аналитических навыков у учащихся.
4
Проследите, чтобы ученики довели план до кратких тезисов. Многим из них не нужно, чтобы он был слишком подробный. Тезисы – квинтэссенция содержания текста в нескольких предложениях. Они помогут ученику вспомнить те моменты, про которые он может забыть во время пересказа.
5
Попросите учеников пересказать текст вслух. Разрешите им использовать подготовленные записи в тетради: планы, тезисы, опорные пункты. Исправляйте по ходу возникающие ошибки, задавая вопросы. Ни в коем случае не надо грубо прерывать учеников и указывать на недостатки. Сделайте разбор полетов в конце пересказа. Поработайте так с каждым учеником. Давайте подобные задания каждую неделю. Тогда учащиеся быстро научатся пересказывать тексты любой сложности.
Видео по теме

Совет 6: Как научить ребенка пересказывать текст

Обучение пересказу – это совместный труд взрослого с ребенком. Детям необходимо показывать алгоритм работы над текстом, обучать методам запоминания, а также формулированию собственных мыслей. Двигайтесь от простого к сложному, постепенно минимизируйте свою помощь, будьте терпеливы и доброжелательны, и вы научите ребенка пересказывать.
Инструкция
1
Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты.
2
Разделите текст на части - по абзацам или по смыслу. Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.
3
Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах. Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.
4
Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому произведению, чтобы свериться.
5
Прорабатывая текст во второй раз, показывайте ребенку яркие примеры, сопровождающие каждый пункт плана. Выразительные определения, образы, метафоры, словом, все, что поможет ему запомнить смысл и последовательность пунктов. Особенно это полезно для детей младшего школьного возраста и всех, у кого правополушарное мышление. Попросите ребенка сделать второй пересказ, уже более подробно. Подсказывайте, как формулировать развернутые предложения.
6
Поработайте над текстом в третий раз для уточнения второстепенных деталей, лучшего понимания и запоминания. Затем предложите ребенку снова, уже самостоятельно, пересказать его. Проработайте вместе несколько текстов в течение 3 – 5 дней, за это время ребенок приобретет навык самостоятельной работы с ними.

Совет 7: Как выучить английский текст

В процессе изучения английского языка в школе или в университете, нам зачастую приходится заучивать довольно длинные тексты. «Топики» - или тексты на определенную тематику - являются излюбленным экзаменационным материалом преподавателей и настоящей катастрофой для бедных учеников и студентов.
Инструкция
1
Прежде всего, забудьте о зубрежке. Запомнить длинный текст от предложения к предложению, да еще и не забыть все, что зубрил, на самом экзамене – практически нереально. Кроме того, на бездумное запоминание порядка слов и предложений уходит огромное количество времени и сил.
2
Вместо того, чтобы наизусть заучивать сложный текст, попробуйте вникнуть в его суть. Прежде всего, перечитайте текст пару раз и переведите все незнакомые слова. Определите основную тему и мысль текста, перескажите ее по-русски. Затем разбейте текст на небольшие смысловые отрезки, к примеру, по абзацам. Выделите главную мысль каждого абзаца и попробуйте их пересказать опять же по-русски.
3
Составьте план текста. Большинство преподавателей разрешают при ответе на экзамен пользоваться планом (именно не бомбой, и не шпаргалкой, а схематичным планом!). На нем отразите основную мысль автора и то, как он ее доносит. Попробуйте пересказать текст, пользуясь планом.
4
Последний этап запоминания англоязычного текста - это незнакомые слова. С ними можно обойтись следующим образом: заменить на более легкие и уже знакомые, либо выучить по принципу ассоциаций. К примеру, слово «major» («важный») похоже на русское слово «майор» по написанию. Представляйте себе важного майора, чтобы легче запомнить это слово.
5
Проговорите текст несколько раз, исходя из его содержания. Не пытайтесь придерживаться текста слишком близко. Перед сном пару раз перескажите текст, чтобы он как следует усвоился.
Совет полезен?
1) Не зубрите, а исходите из содержания.
2) Составьте план.
3) Запоминайте незнакомые слова по ассоциациям.
4) Перескажите текст перед сном.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500