Инструкция
1
Память представляет собой совокупность процессов по запечатлению, сохранению и воспроизведению информации. Чтобы сделать память более эффективной, следует знать и применять в обучении закономерности ее развития.
2
Надежное запоминание достигается при использовании эмоционального компонента. Нам свойственно надолго запоминать те события и явления жизни, которые затронули наши чувства, оставили эмоциональный отклик. Поэтому нужно стараться использовать при запоминании материала образы, несущие эмоциональную окраску.
3
Лучше запоминается материал, подаваемый в виде ярких образов, сравнений, ассоциативных рядов.
4
Привязывайте запоминаемый материал к целям деятельности. Механическое заучивание следует заменять действиями с рисованием, ведением записей, манипулированием предметами.
5
Улучшает процесс запоминания воспитание сознательного контроля. Участие сознания воспитывает способность к произвольному оперированию образами, делая память независимой от случайных факторов.
6
Порядок представления материала для запоминания должен быть разнообразным. Достигается это, например, чередованием заучиваемых предметов. Так, после литературы следуют точные науки, потом русский язык и т.д. Этот принцип должен использоваться учениками и при выполнении домашнего задания.
7
Память и различные виды мыслительной деятельности тесно связаны между собой. Под мышлением понимаются психические процессы, обеспечивающие установление существенных связей между предметами и явлениями действительности. Мышление тесно связано с речевой функцией.
8
Несмотря на наличие индивидуальных особенностей мышления, существуют общие приемы развития этой познавательной функции. Эти приемы требуют систематического выполнения различных заданий и упражнений, своеобразной «мыслительной гимнастики».
9
Так, детям можно порекомендовать упражнения на определение понятий, установление сходства и различия между понятиями (например, «трудный – труженик»). Полезно упражняться в сочинении коротких рассказов или историй по пословицам и поговоркам. Составление и разгадывание кроссвордов и головоломок также способствует развитию мыслительной деятельности.
10
Помните, что развивая способности памяти и мышления, мы одновременно улучшаем все остальные познавательные процессы, а также речь и креативные способности.