Совет 1: Как писать сжатое изложение

Умение писать изложение является ценным практическим навыком, характеризующим степень владения языком. Воспроизведение изложенных в оригинальном тексте мыслей в сжатой форме развивает умение активно слушать, формулировать суть текстового сообщения, выявлять существенные связи между явлениями.
Инструкция
1
Подробная форма изложения предполагает как можно более полное воспроизведение содержания предложенного текста, при этом стилевые особенности оригинала должны быть, по возможности, сохранены. Сжатое изложение, в отличие от подробного, должно отражать умение обучаемого отбирать наиболее важную информацию, предельно кратко передавать сущностные характеристики текста. Действующие лица, сюжетная линия, описание личностных особенностей героев, сопутствующая обстановка в сжатом изложении должны быть сохранены.
2
Изложение текста в сокращенной форме не обязано в мельчайших деталях передавать стилевые характеристики автора. Приветствуется, однако, воспроизведение ключевых моментов, оборотов речи автора.
3
Для начала необходимо прослушать исходный текст на первый раз. Постарайтесь сформулировать для себя, о чем повествует текст. Уловите стиль автора, структуру текста, основные объекты, присутствующие в повествовании. Не упустите существо аргументации рассуждений и логических доводов, если они в тексте присутствуют.
4
Разбейте текст на логические части. Такое дробление должно учитывать смысловые связи в повествовании. Будет хорошо, если вам удастся подобрать к частям подходящие заголовки.
5
При повторном прослушивании отрывка еще раз уясните для себя существенные детали. Задайте способ, при помощи которого вы будете сокращать (сжимать) текст. В основном здесь используется исключение избыточности или обобщение признаков.
6
Теперь вам предстоит поработать над составлением более сжатого плана исходного материала. Помните о необходимости выделять смысловые взаимоотношения между фрагментами текста (функциональные, пространственные, временные).
7
Запишите максимально сокращенное изложение всех частей по отдельности, после чего свяжите их друг с другом в логической и смысловой последовательности, соблюдая структуру предложенного к изложению текста.
8
Просмотрите полученный результат и оцените его с учетом главного требования: удалось ли вам уловить и правильно передать основное содержание текста? Внесите необходимые поправки и перепишите изложение начисто красивым почерком.

Совет 2: Как написать краткое изложение

Изложение - краткий письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста. Это один из видов творческой работы наряду с сочинением и диктантом, применяемый в школах для развития у учеников навыков правописания и объективного анализа.
Инструкция
1
Прежде всего необходимо определить стиль и тип предстоящей работы. Краткое изложение должно в сжатой форме передать основную мысль полного текста, последовательность описанных событий, имена действующих лиц, временные даты и т.д. По характеру анализируемого произведения можно выделить несколько типов изложения: повествовательное, описательное и изложение-рассуждение. Обычно в работе используют не один, а сочетание нескольких типов, например, повествовательное изложение с элементами описания или рассуждения.
2
Повествовательное изложение - самый простой тип, при котором важно прежде всего правильно передать основной смысл и последовательность действий, сюжетную линию. При этом краткое изложение должно носить информативный характер, без цветистых описаний и отвлеченных фраз. Главное - дать основные сведения о происходящем в тексте.
3
Определите центральную мысль произведения и его главных персонажей, разбейте текст на подтемы. Выделите основные действия и зафиксируйте все детали, без которых повествование будет неполным. Подумайте, как можно короче выразить мысль, заключенную в каждом фрагменте. Составьте план. Напишите черновик, перечитайте, сделайте необходимые правки или дополнения.
4
Описательное изложение - самый сложный тип работы. В исходных текстах, как правило, присутствуют описания мест или предметов, представляющих важность с точки зрения автора. Это может быть внешность человека, фасад или убранство дома, архитектурные элементы (балкон, крыльцо и т.д.), предметы обихода, одежда и пр.
5
В первую очередь необходимо понять, какие вещи и почему автор захотел выделить в своем произведении, каким образом он это сделал, как выразил в тексте. Для этого ответьте на следующие вопросы: какие детали объекта и почему имеют подробное описание; на какие именно качества или признаки объекта необходимо обратить внимание, какие мельчайшие подробности важно не упустить; есть ли в тексте сравнение признаков разных предметов или людей и по какому принципу; какие средства автор использовал для передачи нюансов.
6
Изложение-рассуждение предполагает применение логики, анализа, высказывания собственных мыслей, мнения. Важно не только передать смысл произведения, но и ответить на вопросы "почему это произошло?", "к чему это приведет?", "кто виноват?" и т.д. Для этого выделите в тексте моменты, которые могут вызвать определенные рассуждения, попробуйте сделать самостоятельный вывод, постройте свою мысль, развивая или дополняя сказанное в тексте. Краткое изложение, как правило, такой тип не предусматривает, поскольку рассуждения трудно выразить в сжатой форме.
Видео по теме
Обратите внимание
Не забудьте проверить орфографию.
Совет полезен?
Всегда используйте черновик.
Учитесь различать существенные и несущественные подробности, старайтесь писать сжато. Заменяйте слишком длинные фразы более короткими собственными, но без потери смысла.
Источники:
  • Как писать сжатое изложение
  • сжатый или сжаты как писать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500