Совет 1: Как написать характеристику на класс

Проблема написания характеристики на класс стоит перед каждым начинающим учителем. Как написать, чтобы отразить все стороны жизни класса, при этом изложить все точно, ясно и коротко? Как определить, что в характеристике должно быть обязательно, а что лишнее? Конечно, за советом можно обратиться к опытным учителям. Но один молодой педагог просто постесняется спросить у кого-то, другой привык сам справляться с трудностями, а у третьего может просто не быть такой возможности.
Инструкция
1
В первую очередь, в характеристике укажите общее число учащихся в классе и отдельно - количество мальчиков и девочек. Здесь же укажите физическую форму учеников, сколько детей относится к той или иной группе здоровья.
2
Проанализируйте успеваемость учеников. Если вы не первый год работаете в данном классе, то сравните результаты с предыдущим годом. Отметьте, по каким предметам успеваемость выше, а по каким слабее. Опишите поведение учеников на конкретных уроках, как складываются отношения с учителями, преподающими в классе (нарушают дисциплину, не нарушают дисциплину, уравновешенные, агрессивны по отношению к учителю и т.д.).
3
Раскройте особенности познавательных процессов, имеющихся у отдельных учеников (хорошая память слуховая, механическая зрительная память, смешанная память, уровень внимания, невнимательный, речь развита хорошо, устная речь развита слабо, уровень мышления и т.д.).
4
Опишите уровень развития классного коллектива (дружный, не бывает споров, недоразумения бывают, но конфликтом это назвать нельзя, сплоченный, есть враждующие группы, недружный).
5
Оцените уровень удовлетворенности учащихся их положением в коллективе (уважают членов коллектива, пользуются авторитетом среди других учащихся, довольны, что входят в состав класса, не довольны, хотят перейти в другой класс).
6
Укажите также уровень взаимопонимания между учащимися данного класса (помогают, когда видят, что это необходимо; помогают только своим друзьям; помогают в том случае, когда их об этом просят).
7
В характеристике отметьте и взаимоотношения с взаимоотношения с родственниками учащихся. Расскажите про художественные интересы учеников: музыка, литература, живопись, театр, кино, любимые фильмы, книги, телепередачи и т.д.
8
Проанализируйте внеклассную работу класса за прошлый год (какие мероприятия были проведены, выделите среди них удачные и те, которые были менее успешны, почему, кто принимал активное участие, кто вообще не участвовал).
9
Оцените состояние ученического самоуправления. Могут ли решать проблемы класса, кто из учеников может организовать класс для проведения какого-либо мероприятия?
В конце характеристики поставьте свою подпись.

Совет 2: Как написать характеристику группы

План характеристики социальной группы составляется с учетом целей исследования и типа группы. Поэтому вариаций на эту тему может быть множество. Однако существует стандартный набор параметров, который можно использовать как основу и наполнять его особым смыслом в каждом конкретном случае работы с группой.
Инструкция
1
Прежде всего определите состав группы. То есть опишите всех ее участников. В зависимости от того, с какой целью вы составляете характеристику, важным может оказаться возраст людей, их пол, социальный статус, увлечения или совокупность подобных признаков.
2
Опишите статус и роль каждого индивида. Статус складывается из характерных черт человека и его действий в пределах группы. Посмотрите, как статус воспринимается другими членами группы, какие ожидания вызывает. Роль – понятие не такое статичное. В зависимости от ситуации роль, то есть конкретные действия человека, могут меняться в силу необходимости.
3
Чтобы узнать, как взаимодействуют все названные люди в пределах одной группы, нужно рассмотреть ее структуру. Структур может быть несколько. Описывая структуру коммуникации, отметьте, как выстроено взаимодействие между членами группы. Структура власти указывает на то, кто кому подчиняется, как организована работа лидера и на чем основано его влияние на остальных. Если у данной общности людей есть цель, они выполняют одно дело, можно проанализировать функции каждого и успешность группы в целом. Эмоциональная структура может рассматриваться и автономно, и во взаимодействии со всеми существующими в группе структурами.
4
Затем выделите и проанализируйте групповые процессы. Посмотрите, насколько четко и результативно они протекают, как организуют функционирование группы. Все процессы необходимо рассматривать в динамике, с учетом развития группы с течением времени.
5
Общее существование людей не могло бы проходить без системы норм и ценностей. Это еще один пункт в анализе. В качестве принятых в группе норм могут быть как традиционные для общества, так и противоречащие им установки. Сформулируйте как можно точнее нормы, которые вы заметили на данном этапе существования группы. Сравните их с теми, что были во время «притирки» людей друг к другу. Проанализируйте, как состав и цели группы повлияли на нормы и насколько устойчивы общие правила на сегодняшний день.
6
Нормы и правила поведения основаны на ценностях. Опишите те, что приняты в группе. Понаблюдайте за людьми и выясните, все ли члены группы принимают их, как ведут себя несогласные с общими ценностями. В связи с нормами и ценностями проанализируйте систему поощрений и наказаний, которая установилась в данной общности.
Видео по теме
Источники:
  • "Социальная психология", Г.М. Андреева
Видео по теме
Обратите внимание
Не используйте при написании характеристики эпитеты, метафоры и другие средства выразительности языка.
Полезный совет
Заведите отдельный блокнот, где в процессе работы с классом будете делать для себя заметки. Это поможет при написании характеристики.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500