Совет 1: Как описать систему

Любое современное научное исследование начинается с описания исследуемой системы, будь то сложный природный объект или творение рук человеческих. При анализе каждого явления важен системный подход, который заключается в возможно более целостном, структурированном и полном описании системы.
Вам понадобится
  • Навыки анализа систем
Инструкция
1
Системное описание – это знаковая форма предоставления человеку-пользователю информации о составе, структуре, функциях и иных значимых характеристиках объекта или явления действительности. Одним из наиболее полных и эффективных методов описания сложных систем является метод пентабазиса В.А. Ганзена, который первоначально нашел применение в науках о человеке, в частности, в психологии, а позднее был перенесен и на другие системы, включая искусственные.
2
В основе указанного метода лежит материалистическое представление о единстве явлений и процессов действительности. Объективными составляющими существования материального субстрата являются пространство и время. Другая особенность бытия заключается в неравномерном распределении в пространстве и времени вещества, энергии и информации. Согласно В.А. Ганзену, пентабазис включает в себя субстрат, а также его пространственные, временные, энергетические и информационные характеристики (СПВЭИ).
3
Прежде всего, выделите субстрат – ядро, сущность системного явления, подлежащего описанию. В качестве примера такого субстрата рассмотрим техническую систему, функционально предназначенную для перемещения людей и грузов, известную как «автомобиль».
4
Автомобиль обладает пространственными характеристиками, такими как длина корпуса, его ширина и высота, а также конфигурация кузова, состав и взаимное расположение частей и агрегатов. Вы можете описать эти параметры предельно точно, что само по себе позволяет выделить описываемую систему из множества других технических объектов, относящихся к средствам передвижения.
5
Опишите временные параметры данной системы. Это могут быть, к примеру, год выпуска, срок эксплуатации, время разгона до скорости 100 км/ч и любые другие характеристики, описывающие поведение системы во времени. Сюда же можно отнести гарантийные обязательства завода-изготовителя.
6
К энергетической составляющей системного описания автотранспорта вы можете отнести вид используемого топлива и смазочных материалов, их расход в единицу времени, мощность двигателя и т.п. Энергия отражает и затраты материальных ресурсов, необходимых для поддержания работоспособности системы. Так, для полноты описания системы «автомобиль» вы вправе отразить денежные затраты на текущий ремонт, погашение автокредита и платежи по договору страхования.
7
Завершите описание системы информационными характеристиками. В нашем примере это могут быть эксплуатационные данные (масса, скорость, расход топлива и др.), заявленные в технической документации, сведения о производителе, данные о пробеге и многое другое.

Совет 2: Как вести себя с эмоциональными людьми

Ежедневно человеку дают сил эмоции. Если они приятные, то наполняют энергией и дарят удовлетворение, а негативные могут надолго выбить из колеи. Эмоциональность присутствует в каждом человеке, но в разных количествах. И проявлять себя может по-разному.
Инструкция
1
Уровень эмоциональности личности зависит от ее чувствительности. Задайте собеседнику любой вопрос, требующий описать впечатления от того или иного события. Если у него «загорятся» глаза, появится бурная жестикуляция и мимика, перед вами эмоциональный человек. Но будучи слишком зависимым от собственных переживаний, он может претендовать на повышенное внимание собеседника, которому придется выслушивать его красочные описания. Это один из тех редких случаев, когда вам «разрешено» слышать, но не слушать. Поскольку беседа с эмоциональным человеком зачастую представляет собой монолог, время от времени кивайте и «разбавляйте» его репликами «Вот это да!», «Случается же», «Ну и ну!».
2
Если в вашем окружении есть пара подобных рассказчиков, не стесняйтесь время от времени прекращать разговор. Но не говорите, что у вас «сегодня еще много дел», а назовите конкретную обязанность, которую необходимо выполнить. Как человек чувствительный, собеседник должен «войти в положение». Попросите их не звонить вам в рабочие часы, поскольку это не нравится начальству, и в это время вы занимаетесь своими прямыми обязанностями. Завершайте разговор твердо, но не резко. Не забывайте, что в силу своей эмоциональности такие люди могут обидеться и даже наговорить много неприятного. Но злятся недолго – всегда можно позвонить тому, кто еще не слышал об «этой истории».
3
Эмоциональные люди капризны, эгоистичны и очень ранимы. Если они находятся в хорошем расположении духа, подарите им искренний комплимент, и их настроение станет еще лучше. А если они напряжены или подавлены, посочувствуйте или сделайте им небольшой сюрприз. Но никогда не позволяйте им контролировать собственное настроение или личное время. Поскольку улыбка у них быстро сменяется гневом и наоборот, перед тем, как сказать неприятную для них новость, начните со слов об усилиях, которые были предприняты во избежание неприятности. Если общение со сверхэмоциональными личностями становится невыносимым («энергетические вампиры», нытики, агрессивные люди), минимизируйте его, сведя к формальным отношениям, или прекратите вовсе, чтобы сохранить собственную нервную систему.
Видео по теме
Обратите внимание
Приведенный пример не претендует на исчерпывающую полноту, он лишь демонстрирует в сжатой форме одно из возможных направлений в описании сложных систем посредством учета их основных объективных характеристик.
Полезный совет
«Системные описания в психологии», В.А. Ганзен, 1984.

Сборник «Шанс на приключение», «Система развития законов техники», Юрий Саламатов, 1991.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500