Совет 1: Как взять интервью

Современные технологии позволяют взять интервью несколькими способами: при личной встрече, по телефону, по факсу, по электронной почте, с помощью программ-коммуникаторов: скайп, ICQ и др.
Вам понадобится
  • - диктофон или компьютерная программа для аудиозаписи (например, Scype Recorder);
  • - телефон;
  • - компьютер;
  • - выход в интернет;
  • - факс.
Инструкция
1
Интервью - жанр журналистики, публикация, построенная в виде вопросов корреспондента и ответов его собеседника. Героем интервью может быть признанный эксперт в той или иной отрасли или очень известная и авторитетная персона, личность которой вызывает интерес.В обиходе «брать интервью» часто говорят о любой беседе журналиста с источником информации, в том числе при сборе материала для публикаций в других жанрах.
2
Важная составляющая интервью - подготовка. Прежде чем выходить на контакт с будущим героем публикации, постарайтесь собрать максимум информации о нем и сфере его деятельности. Любому человеку приятнее общаться с компетентным собеседником, проявляющему интерес к его личности, работе, творчеству. К тем же, кто всего этого не демонстрирует, могут отнестись пренебрежительно, а в интервью под любым предлогом отказать.
Тщательно продумайте вопросы, сопоставьте их количество с местом на полосе, которое готова отвести под интервью редакция. Учтите, что собеседник может быть ограничен во времени, и постарайтесь не отнимать его попусту. Да и ваше время не резиновое.
3
Следующий этап - выход на контакт с героем. Связаться с ним можно по телефону (для чего надо знать номер), электронной почте, с помощью программы-коммуникатора. Если вам известен способ связи, который предпочитает будущий собеседник, воспользуйтесь именно им.Если герой интервью - чиновник, для выхода на него, скорее всего, придется использовать принятый в его ведомстве порядок работы со СМИ. Обычно это предполагает запрос через пресс-службу по факсу на бланке редакции или электронной почте, но могут быть и другие варианты.В телефонном разговоре или при личной встрече (например, на мероприятии) представьтесь будущему герою интервью, назовите свое издание и цель беседы, если в этом есть необходимость.
4
Если собеседник пытается отказаться, постарайтесь его убедить в необходимости интервью, но не переусердствуйте.При обращении по электронной почте укажите, что хотели бы взять интервью, в теме письма, упомяните там же издание, которое представляете. Оговорите варианты дальнейшего взаимодействия, предложите максимальный выбор возможных.Если будущий герой интервью говорит, что сам вам позвонит и затем не выходит на связь, периодически ненавязчиво напоминайте ему о себе: он мог просто забыть. Держитесь при этом максимально вежливо и доброжелательно.
5
Оговорите форму самого интервью, наиболее удобную собеседнику: личная встреча, беседа по телефону, электронная переписка, обмен сообщениями или голосовая связь через интернет.Обязательно используйте диктофон или звукозаписывающую программу при общении голосом через интернет. Аудиозапись пригодится вам, если возникнут спорные ситуации. Сохраняйте ее в течение года после выхода публикации.Будьте готовы к тому, что дополнительные вопросы могут возникнуть у вас в ходе беседы, при работе над текстом (на этой стадии вопросы и пожелания могут появиться и у редактора). На этот случай оговорите с собеседником возможность связаться с ним для уточнений после интервью.

Совет 2: Как искать материал для выпуска новостей

Интересный новостной теле- или радиосюжет начинается с хорошей идеи. Ее поиск может стать настоящей проблемой для начинающего журналиста. Ему нужно научиться быстро находить актуальную и полезную информацию.
Инструкция
1
Подружитесь с пресс-службами. В первую очередь вас должны интересовать информационно-аналитические подразделения региональных органов власти и местного самоуправления. Их сотрудники расскажут о важных городских, районных, областных событиях и мероприятиях. Они же помогут взять интервью или комментарии у должностных лиц, которые, как правило, самостоятельно неохотно общаются с журналистами. Попросите, чтобы вас включили в рассылку информационных материалов пресс-службы и приглашали на пресс-конференции, брифинги и прочие мероприятия для СМИ.
2
Следите за сообщениями федеральных информационных агентств. Чтобы сэкономить время, подпишитесь на интернет-рассылки. Информацию об актуальных общероссийских событиях используйте в качестве базовой, дополняя ее региональными особенностями. К примеру, узнав об изменениях в системе образования, посетите 2-3 городские школы. Запишите мнение директоров и учителей по поводу грядущих преобразований и проиллюстрируйте комментарии кадрами из школьной жизни.
3
Чаще заглядывайте в календарь. Помимо государственных и традиционных народных праздников там можно найти много юбилейных и памятных дат, достойных внимания. Хорошей темой для новостного сюжета будет юбилей какого-либо исторического события. Рассказывая, например, о 70-летии битвы под Москвой, сделайте акцент на участии в ней земляков, запишите интервью с ветераном. Обратите внимание на профессиональные праздники. Используйте их как повод, чтобы рассказать об экономической ситуации в регионе.
4
Интересуйтесь спортивной и культурной жизнью города. В начале недели звоните в театры, спортивные школы и секции, досуговые центры и другие подобные учреждения. Узнавайте обо всех предстоящих мероприятиях: соревнованиях, конкурсах, премьерах. Они выручат вас в случае «информационного голода». Когда политически и социально значимых событий не происходит, расскажите зрителям и слушателям об обычной городской жизни.
5
Используйте сезонные темы. Они возникают каждый год и сохраняют актуальность в течение определенного времени. Среди наиболее «горячих» сезонных новостей присутствуют следующие: профилактика гриппа и простудных заболеваний, подготовка к отопительному сезону, начало и окончание учебного года, гололед и снежные заносы на дорогах, ремонт транспортных магистралей и т.д.
6
Общайтесь с потенциальными источниками информации. Ими могут стать и соседи, и друзья, и родственники, и коллеги, и случайные попутчики в транспорте. Расскажут о протекающей крыше - вы сделаете сюжет о работе управляющих компаний города. Похвалят участкового терапевта – подготовьте новость о перспективах бесплатной медицины. Будьте внимательным слушателем, тогда новости сами найдут вас.
Видео по теме
Видео по теме
Обратите внимание
«Разговорность» жанра интервью не означает, что надо публиковать дословно все, что говорит собеседник. Журналист вправе и обязан переработать текст на свое усмотрение, но не должен искажать его смысл.
Полезный совет
Ни действующее законодательство, ни этика журналиста не требуют обязательного согласования интервью с его героем. Если же тот настаивает на этом, руководствуйтесь политикой редакции. Большинство предпочитают согласовать.

В западной журналистике согласования не приняты: использовано в публикации может быть все сказанное в присутствии репортера.

Однако собкоры иностранных СМИ, работающие в России, согласовывают с собеседниками фрагменты, которые используют как прямую речь. Интервью же целиком относится к таковой.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500