Вам понадобится
  • - несколько текстов разной тематики;
  • - некоторое количество времени;
  • - лист бумаги;
  • - ручка.
Инструкция
1
Прочтите название текста. Для того чтобы определить основную мысль научной и технической статьи, этого может быть достаточно. Давая название научной работе, автор обычно сразу старается дать понять читателю, что именно хотел сказать. Начать с заголовка рекомендуется и в том случае, если вы хотите определить главную мысль художественного или публицистического текста. Правда, в этом случае вы вряд ли сразу получите прямой ответ.
2
Если в качестве названия автор использовал известную цитату, пословицу или поговорку, вспомните, откуда взялось это выражение и что оно означает. Подумайте также, в каких случаях эту фразу обычно употребляют и что чаще всего при этом имеют в виду. В названии может стоять и часть крылатого выражения. Вспомните остальную его часть.
3
Название произведения не всегда прямо указывает на метафора, а также выражение, не связанное ни с какими другими произведениями. Просмотрите текст. Постарайтесь понять, какая проблема интересует автора, какие стороны жизни или явления его занимают, то есть определите предмет речи.
4
Предмет речи не всегда удается выделить при беглом просмотре. Если вы работаете с крупным художественным произведением, вам, скорее всего, придется прочесть его целиком. Читайте по частям, каждый раз определяя, о чем говорится в той или иной глав. Отношение писателя к предмету речи как раз и представляет собой главную мысль. Для удобства можно записать основные мысли каждого раздела работы. Постарайтесь высказать их коротко и понятно.
5
Автор художественного текста воздействует на мысли и чувства читателя с помощью множества приемов. Благодаря им главная мысль нередко оказывается завуалированной. Читатель понимает, о чем идет речь, он инстинктивно чувствует, как автор относится к тем или иным явлениям, но сформулировать этого не может. Постарайтесь отделить значимые слова от тех, которые создают эмоциональный фон. Однако и те приемы, которые придают тексту необходимую окраску, нельзя оставлять без внимания.
6
Постарайтесь понять, каким образом автор добивается убедительности, какими понятиями и доказательствами он оперирует. Если вы собираетесь написать по данному произведению курсовую работу или реферат, обоснуйте свою позицию, используя те же приемы. Вы можете как согласиться с позицией автора, так и попытаться ее опровергнуть.
7
Определение главной мысли всего крупного текста требует некоторых навыков обобщения. Если в анализе каждого раздела речь может идти о конкретных персонажах или событиях, то при определении предмета речи крупного произведения необходимо оперировать глобальными понятиями, даже если автор рассказывает о каком-то определенном сражении или бытовом явлении. Подумайте, волнует ли писателя именно это событие или явление в целом. Сформулируйте его отношение к данному явлению.
8
Основная мысль текста может быть выражена в последних строках произведения. Обязательно сравните свои выводы с авторскими.