Совет 1: Как определить главную мысль текста

Современный человек живет среди огромных потоков информации. Волей-неволей он вынужден в них ориентироваться. Бурное развитие коммуникаций требует от пользователя в первую очередь умения работать с текстами. Находить полезное и отбрасывать ненужное может только тот, кто в состоянии понять, что же хотел сказать автор, то есть выделить главную мысль того или иного текста.
Вам понадобится
  • - несколько текстов разной тематики;
  • - некоторое количество времени;
  • - лист бумаги;
  • - ручка.
Инструкция
1
Прочтите название текста. Для того чтобы определить основную мысль научной и технической статьи, этого может быть достаточно. Давая название научной работе, автор обычно сразу старается дать понять читателю, что именно хотел сказать. Начать с заголовка рекомендуется и в том случае, если вы хотите определить главную мысль художественного или публицистического текста. Правда, в этом случае вы вряд ли сразу получите прямой ответ.
2
Если в качестве названия автор использовал известную цитату, пословицу или поговорку, вспомните, откуда взялось это выражение и что оно означает. Подумайте также, в каких случаях эту фразу обычно употребляют и что чаще всего при этом имеют в виду. В названии может стоять и часть крылатого выражения. Вспомните остальную его часть.
3
Название произведения не всегда прямо указывает на предмет речи. В заголовке может быть и метафора, а также выражение, не связанное ни с какими другими произведениями. Просмотрите текст. Постарайтесь понять, какая проблема интересует автора, какие стороны жизни или явления его занимают, то есть определите предмет речи.
4
Предмет речи не всегда удается выделить при беглом просмотре. Если вы работаете с крупным художественным произведением, вам, скорее всего, придется прочесть его целиком. Читайте по частям, каждый раз определяя, о чем говорится в той или иной глав. Отношение писателя к предмету речи как раз и представляет собой главную мысль. Для удобства можно записать основные мысли каждого раздела работы. Постарайтесь высказать их коротко и понятно.
5
Автор художественного текста воздействует на мысли и чувства читателя с помощью множества приемов. Благодаря им главная мысль нередко оказывается завуалированной. Читатель понимает, о чем идет речь, он инстинктивно чувствует, как автор относится к тем или иным явлениям, но сформулировать этого не может. Постарайтесь отделить значимые слова от тех, которые создают эмоциональный фон. Однако и те приемы, которые придают тексту необходимую окраску, нельзя оставлять без внимания.
6
Постарайтесь понять, каким образом автор добивается убедительности, какими понятиями и доказательствами он оперирует. Если вы собираетесь написать по данному произведению курсовую работу или реферат, обоснуйте свою позицию, используя те же приемы. Вы можете как согласиться с позицией автора, так и попытаться ее опровергнуть.
7
Определение главной мысли всего крупного текста требует некоторых навыков обобщения. Если в анализе каждого раздела речь может идти о конкретных персонажах или событиях, то при определении предмета речи крупного произведения необходимо оперировать глобальными понятиями, даже если автор рассказывает о каком-то определенном сражении или бытовом явлении. Подумайте, волнует ли писателя именно это событие или явление в целом. Сформулируйте его отношение к данному явлению.
8
Основная мысль текста может быть выражена в последних строках произведения. Обязательно сравните свои выводы с авторскими.

Совет 2: Как определить основную мысль

Определение основной мысли - одно из базовых заданий при работе с текстом. Если вы смогли определить основную мысль правильно, это значит, что вы поняли текст. Основную мысль можно определить "по наитию", неким шестым чувством, которое есть далеко не у всех людей. Но можно значительно облегчить себе работу.
Инструкция
1
Разделите текст на смысловые части. Они не всегда будут соответствовать делению текста на абзацы. Каждая смысловая часть должна рассказывать о своём. Следите за тем, чтобы они не были особо большими, но и делить текст по строчкам тоже нет смысла, тогда вы только с основной мыслью провозитесь столько времени, сколько ушло бы у вас на анализ целого текста.
2
Теперь в каждой смысловой части нужно найти какое-то ключевое предложение. Это предложение, которое в наиболее сконцентрированном виде передаёт содержание текста. Чаще всего такие предложения бывают в начале смысловой части или в конце - это места, которые наиболее запоминаются читателю. Но в особо трудных текстах, сложных для понимания, ключевые предложения могут быть и в середине части.
3
Следующий шаг - найти что-то общее во всех ключевых предложениях, которые вы нашли и выписали. Кстати говоря, это уже тезисный план текста, который может помочь вам при пересказе. Объедините мысленно все эти предложения в цельный текст, и уже в этом тексте найдите самое важное ключевое предложение, в котором наиболее полно отображается смысл текста. Это предложение потом можно видоизменить, развить ту идею, которая в нём выражена и выйти к полному анализу текста.
4
Даже несмотря на то, что можно рационализировать свою работу и пойти вышеописанным путём, вам всё равно придётся проявить творчество. Кроме того, какой-то процент того "шестого чувства", которым обходятся многие люди, вы тоже должны иметь, хотя бы ради того чтобы найти ключевое предложение в смысловой части. Поэтому тренируйтесь, думайте, что хотел сказать автор. Без труда рыбку из пруда не выловишь.
Видео по теме
Источники:
  • главная мысль автора это
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500