Инструкция
1
Сравнение данных по одной той же величине или процессу за разные периоды времени является основой финансового анализа. Важную роль здесь играют индексы, поскольку они являются относительными показателями, а именно выражают изменение в процентах. В большинстве случаев такая оценка является наиболее наглядной.
2
Физический объем – это количественный признак, равный числу единиц произведенной продукции. Казалось бы, чем больше будет партия товара, тем больше денег за нее можно выручить. Однако в реальности этот вывод не всегда бывает столь простым. На прибыль влияет множество факторов, как и на объем. Это вид продукции, его актуальность в данное время года, сезонность продуктов питания и т.д. Например, было бы странно увеличивать производство теплых пальто и надеяться продать их большое количество в летний период.
3
Чтобы определить индекс физического объема товарооборота, нужно иметь в распоряжении данные по ценам и количеству проданной продукции за расчетный промежуток времени. Мало просто найти соотношение объемов на начало и конец периода, нужно еще учесть цены на разные наименования, поскольку редко предприятие берет на себя смелость специализироваться в чем-то одном. Это слишком рискованно в условиях нестабильности рынка.
4
Итак, общая формула индекса выглядит так:

I = Σ(q1*р0)/Σ(q0*р0), где qi – объемы продаж, p0 – цены базисного периода.
5
Как видно из формулы, в расчетах не участвуют цены текущего периода. Это связано с направленностью показателя. Описанный индекс рассчитывают для того, чтобы увидеть динамику объема, ее влияние на финансовый результат. Если же нужно проанализировать еще и влияние цен, то применяется несколько другая формула:

Iобщ = Σ(q1*р1)/Σ(q0*р0), такой показатель уже является общим индексом физического объема.