Инструкция
1
За рубежом эта система материального поощрения персонала существует давно, поэтому человек, не дающий чаевых за отлично сделанную работу, заслуживает молчаливое презрение обслуживающего персонала. Чаевые здесь дают всем: носильщику в гостинице, таксисту, официанту, метрдотелю, горничной и бармену.
2
Традиционно сумму в пределах 1-2 евро или долларов оставляют бывалые постояльцы гостиниц. Это служит стимулом для горничной проявить свое рвение и убрать номер лучше. Если вы остановились в гостинице, просто оставьте небольшую сумму на журнальном столике, положив ее на записку с единственным словом: "Thаnks" - «Благодарю».
3
Оставлять чаевые в каждой стране принято по разному. В России часто можно увидеть в меню надпись, что к стоимости обеда необходимо добавить фиксированную сумму в 10% в качестве чаевых официанту. В США эта сумма с учетом качества обслуживания может составить до 25%. Здесь сумма чаевых зависит и от уровня заведения – чем оно пафоснее, тем на большую сумму от вас будет рассчитывать официант. Отказ от дачи чаевых здесь приравнивается к оскорблению официанта, продавца, таксиста.
4
В странах Западной Европы чаевые обычно составляют не более 5-6% от стоимости услуги. В Северной Европе, как и в Германии, эта сумма составляет привычные 10% и часто включается в счет сразу. В Австрии вы можете совсем не оставлять чаевые, если вам пришлось несколько раз повторить официанту свою просьбу о расчете. Французы платят до 15% чаевых, в этом плане, Франция – самая дорогая из европейских стран.
5
Японцы и австралийцы считают, что хороший сервис – прямая обязанность персонала, и стимулировать его дополнительно нет нужды. В этих странах официант или парикмахер может даже обидеться в ответ на вашу попытку оплатить его работу сверх установленного тарифа. Чаевые включены в стоимость обслуживания туристов в Египте и Тунисе. Поэтому там платить дополнительно не надо, хотя россияне часто нарушают это правило.
6
Но в любой стране всегда существует правило, что чаевые – дело добровольное, и давать вы их официально не обязаны, если они не включены в счет. Особенно это касается случаев, когда обслужили вас плохо и некачественно.