Совет 1: Как не оплачивать учебный отпуск работнику

Трудовой кодекс РФ защищает права работников, которые учатся в вузах и техникумах по заочной, очно-заочной и вечерней форме обучения. Для них предусмотрены льготы в виде оплачиваемого отпуска. При этом условием оплаты отпуска является соблюдение некоторых требований, установленных законодательством. Чтобы не оплачивать учебный отпуск работнику, проверьте, все ли эти требования соблюдаются в данном случае.
Инструкция
1
Основными условиями для предоставления учебного отпуска, которые перечислены в ТК РФ, являются получение первого профессионального образования данного уровня, успешная сдача предыдущей сессии, необходимость предоставления отпуска, связанная со сдачей экзаменов или защитой диплома. Кроме того, главное требование, необходимое для получения права на ученический отпуск - это государственная аккредитация учебного учреждения, в котором учится ваш сотрудник.
2
Согласно ст. 173 ТК РФ, вы можете предоставить ученический отпуск, но не оплачивать его, если сотрудник берет его для сдачи вступительных экзаменов в вуз, или если он является слушателем подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, и отпуск ему необходим для сдачи вступительных экзаменов. Можно не оплачивать учебный отпуск работнику и в том случае, когда он обучается по очной форме и совмещает учебу с работой, а отпуск берет для прохождения промежуточной аттестации, выпускной квалификационной работы или сдачи итоговых государственных экзаменов.
3
Тем сотрудникам, которые учатся или поступают в образовательные учреждения среднего профессионального образования, вы также не обязаны оплачивать учебные отпуска, если они берут их для сдачи вступительных экзаменов, прохождения промежуточной аттестации или для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов.
4
Вы имеете право не только не оплачивать учебный отпуск, но и не предоставлять его тому сотруднику, который учится одновременно в двух образовательных учреждениях и уже использовал свое право, представив справку-вызов из одного из них.
5
Если сотрудник не проявляет большого рвения к учебе и не сдал последнюю сессию, вы на законных основаниях можете отказать ему в праве на отпуск и потребовать, чтобы он принес справку из деканата, подтверждающую отсутствие академической задолженности.

Совет 2: Как не оплачивать учебный отпуск сотруднику

Работнику, совмещающему работу с обучением, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Даются они для подготовки и сдачи экзаменационных сессий и итоговых госэкзаменов. Но существует ряд случаев, когда подобные отпуска предприятия не оплачивают.
Инструкция
1
Учебный отпуск не оплачивается, если рабочий получает образование соответствующего уровня не впервые, то есть это у него уже второе высшее и т.д. И если этот факт не предусматривается в соглашении об обучении, которое заключено в письменной форме между работником и работодателем. Но при этом данный вид ограничения не распространяется на студентов-работников, которые уже имеют профессиональное образование соответствующего уровня, и направлены на обучение по инициативе самого предприятия-работодателя. Соглашение об этом обязательно должно быть отображено в письменной форме. Имея такое письменное соглашение, работник имеет право на оформление учебных отпусков, несмотря на то, что данное получение образования не является первым.
2
Также не будет оплачиваться отсутствие на предприятии для сдачи сессий и экзаменов работнику, совмещающему работу с обучением сразу в двух образовательных учреждениях в одно и то же время, потому что по закону гарантии и компенсации могут быть предоставлены только при обучении лишь в одном из этих образовательных учреждений. А уж в котором именно из них – это на выбор самого работника. Основанием для этого служит ст. 77 ТК РФ.
3
Необходимо знать, что предоставлять учебные отпуска предприятия-работодатели обязаны независимо от того, связано ли получаемое образование с трудовыми обязанностями работника или нет, а также не играет роли до или после приема на работу началось обучение. На сегодняшний день отпуска полагаются абсолютно при всех формах обучения: вечерней, заочной, очной, вечерне-сменной и очно-заочной.
4
Работодатель может отказать в оплате учебного отпуска, если у образовательного учреждения нет государственной аккредитации. Но даже при этом отпуск все-таки может быть предоставлен, если в трудовом или коллективном договоре предприятия отражено условие, что от факта аккредитации или отсутствия такового у учебного заведения предоставление отпусков не зависит.
Видео по теме
Источники:
  • учебный отпуск на предприятии

Совет 3: Как оплатить учебный отпуск

Право на оплачиваемый учебный отпуск имеют работники, успешно обучающиеся по заочной и вечерней форме обучения в ВУЗах, учреждениях среднего специального и начального профессионального обучения. Трудовым законодательством определена продолжительность оплачиваемых дополнительных отпусков для прохождения промежуточной аттестации, для подготовки диплома, сдачи государственных экзаменов. Выплата за отпуск считается из среднего зарплаты.
Инструкция
1
Оформите предоставление работнику учебного отпуска:
- потребуйте от работника заявление о дополнительном отпуске с приложением справки-вызова. В справке указаны даты начала и окончания сдачи экзаменов, а также количество календарных дней,
- оформите приказ об отпуске. Приказ заполняется по унифицированной форме Т-6, он является основанием для бухгалтера к начислению и выплате отпускных. Ознакомьте с ним работника под подпись. Внесите сведения об отпуске в личную карточку работника.
2
Произведите расчет отпускных:
- суммируйте фактически начисленную заработную плату за последние 12 месяцев
(при этом исключаются выплаты, указанные в пункте 4 Положения).
- разделите эту сумму на 12 и на 29,4 (среднее количество дней в месяце). Получили средний дневной заработок.
Умножьте среднедневной заработок на количество дней отпуска. Исключите из отпускных сумму НДФЛ, удержите ее.
3
Выплатите отпускные не менее чем за три дня до начала отпуска.
Видео по теме
Обратите внимание
Оплате подлежат все дни, включая нерабочие праздничные.
Совет полезен?
Оплата учебного отпуска производится только по основному месту работы.
Источники:
  • Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007г.

Совет 4: Как предоставить учебный отпуск

Сотрудникам, совмещающим работу с учебу, Трудовой Кодекс Российской Федерации гарантирует освобождение от работы на время, необходимое для сдачи экзаменов, подготовки и защиты дипломных работ. Учебный отпуск, исчисляемый в календарных днях, может быть оплачиваемым, или нет.
Инструкция
1
Возьмите у сотрудника, который планирует уйти в отпуск, заявление о предоставлении ему оплачиваемого или неоплачиваемого учебного отпуска. К заявлению обязательно приложите справку-вызов из учебного учреждения, в которой должны быть четко указаны причина и продолжительность предоставляемого отпуска. Справку-вызов, состоящую из двух частей, храните в организации в течение пяти лет.
2
Подготовьте проект приказа о предоставлении сотруднику учебного оплачиваемого или неоплачиваемого отпуска, в котором укажите причину и сроки предоставления учебного отпуска. После подписания приказа руководителем организации, ознакомьте работника с содержанием приказа под роспись. Присвойте приказу о предоставлении учебного отпуска номер и дату составления, зафиксируйте его в книге приказов.
3
Оформите записку-расчет согласно одной из унифицированных форм. Вместе с копией приказа об учебном отпуске передайте записку-расчет в бухгалтерию организации для занесения информации в лицевом счете сотрудника, а также для расчета и начисления отпускных, если отпуск является оплачиваемым. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации оплата учебного отпуска должна быть произведена не позднее, чем за три рабочих дня до его начала.
4
Внесите информацию о предоставлении учебного отпуска в табель учета рабочего времени: в случае оплачиваемого отпуска в соответствующую графу внесите запись «У», в случае неоплачиваемого отпуска – отметку «УД».
5
Заполните графы в разделе «Отпуска» в Личной карточке сотрудника Т-2, записав туда дату начала и дату окончания учебного отпуска.
6
По окончании учебного отпуска возьмите у работника вторую часть справки-вызова, которая называется справка-подтверждение. Передайте ее в бухгалтерию организации для предоставления отчетности, а копию храните в личном деле сотрудника. Если справка-подтверждение не была предоставлена, то работник лишается права на следующий дополнительный учебный отпуск.
Видео по теме
Совет полезен?
Включите время учебного отпуска сотрудника в стаж работы, который дает право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Источники:
  • Трудовой Кодекс РФ об учебных отпусках
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500