Совет 1: Как отстранить работника

Трудовой кодекс РФ в статье 76 предусматривает обязанность работодателя в ряде случаев не допускать работника к выполнению трудовых функций, то есть отстранить от работы. Очень важно правильно оформить отстранение, чтобы впоследствии сотрудник не мог оспорить его законность в суде.
Вам понадобится
  • - Трудовой кодекс РФ;
  • - документы-основания для отстранения.
Инструкция
1
Обратите внимание на то, что законом установлено несколько оснований для отстранения от работы:
- появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения;
- если работник не прошел обучение и проверку знаний в области охраны труда;
- если работник не прошел обязательное медицинское обследование, а в случае необходимости - психиатрическое освидетельствование;
- если работнику противопоказано выполнение должностных обязанностей, и это подтверждено медицинским заключением;
- лишение работника на срок до двух месяцев специального права, необходимого для выполнения обязанностей (например, водительских прав, лицензий и т.д.) и отсутствие возможности перевести его на другую работу;
- по требованию уполномоченных законом органов и должностных лиц;
- другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2
Каждая из перечисленных причин должна сопровождаться подтверждающим документом. Например, при лишении работника права управления транспортным средством, при возбуждении в отношении него уголовного дела, связанного с необходимостью отстранения от работы, используйте в качестве основания соответствующее постановление или решение суда. При появлении сотрудника на работе в нетрезвом виде вам потребуется докладная записка непосредственного руководителя, акт о нарушении трудовой дисциплины, составленный в присутствии свидетелей, медицинское заключение.
3
В соответствии с документом, обосновывающим отстранение, подготовьте приказ или распоряжение за подписью руководителя организации. Укажите в нем причину, по которой работник не допущен к исполнению должностных обязанностей.
4
Кроме того, обозначьте срок, на который он отстраняется от работы. Как правило, этот период длится до разрешения проблем, препятствующих выполнению трудовых функций. Но если в момент издания приказа сложно установить окончание срока, можно его не ограничивать конкретной датой, например, «до излечения», «до завершения обучения».
5
Сделайте в приказе или распоряжении отметку для бухгалтерии о том, что на время отстранения заработная плата работнику начисляться не будет. Не забудьте определить, кто будет исполнять обязанности отстраненного сотрудника.
6
Ознакомьте работника с приказом под роспись. Если он будет уклоняться от подписи, оформите его отказ актом в составе комиссии как минимум из трех человек (например, начальник отдела кадров, непосредственный руководитель нарушителя, юрисконсульт).

Совет 2: Какая ответственность ждет работодателя за нарушение трудового законодательства?

Нарушение прав работников работодателем влечет наступление, предусмотренной законом ответственности в виде применения к нему мер гражданско-правового (материальная ответственность) и административного характера. Возместить работнику невыплаченную заработную плату работодатель обязан, если незаконно отстранил работника от работы, незаконно уволил или перевел на другую должность. Кроме того, материальная ответственность работодателя перед сотрудниками возникает, если

Нарушение прав работников работодателем влечет наступление, предусмотренной законом ответственности в виде применения к нему мер гражданско-правового (материальная ответственность) и административного характера. Возместить работнику невыплаченную заработную плату работодатель обязан, если незаконно отстранил работника от работы, незаконно уволил или перевел на другую должность. Кроме того, материальная ответственность работодателя перед сотрудниками возникает, если он, без установленных законом оснований, отказался восстанавливать у себя работников. Возмещению подлежать следующие суммы: заработная плата; отпускные; выходные пособия. При этом, все возмещения уплачиваются с процентами в размер не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма процентов рассчитывается в зависимости от невыплаченных в срок выплат за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за установленным днем выплаты до дня фактического расчета включительно. Размер денежной компенсации может быть установлен в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Ст. 236 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя произвести выплаты даже при отсутствии его вины. Работодатель возмещается также ущерб, причиненный имуществу работника. Для этого необходимо определить рыночную стоимость имущества, которая либо оплачивается в полном объеме. С согласия работника ущерб может быть возмещен в натуре. Кроме этого, работодатель отвечает за моральный вред, причиненный работнику, что предусмотрено ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса РФ. Моральный вред может возникнуть и при нарушении имущественных прав работника, например, при задержке выплаты заработной платы, отпускных. За нарушение законодательства о труде и об охране труда работодатель может быть привлечен и к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500