Совет 1: Как определить ионную связь

Когда между атомами образуется химическая связь, происходит перераспределение электронной плотности. В результате, могут образоваться заряженные частицы – ионы. Если атом теряет электроны, он становится катионом – положительно заряженным ионом. Если же он притягивает к себе чужой электрон, становится анионом – отрицательно заряженным ионом. А поскольку частицы с разными зарядами могут притягиваться друг к другу, ионы образуют химическую связь. При этом образуются химические соединения. Эта связь так и называется ионная.
Инструкция
1
Существует закономерность: ионную связь образуют главным образом атомы щелочных и щелочноземельных металлов, соединяясь с атомами галогенов. То есть прежде всего посмотрите на химическую формулу вещества. Вот, например, поваренная соль – хлористый натрий, NaCl. Натрий – щелочной металл, находится в первой группе таблицы Менделеева, хлор – газ, галоген, находится в седьмой группе. Следовательно, в молекуле поваренной соли – ионная химическая связь. Или, например, фтористый калий, КF. Калий - также щелочной металл, причем еще более активный, чем натрий. Фтор – галоген, еще более активный, чем хлор. Поэтому в молекуле этого вещества – тоже ионная химическая связь.
2
Об ионном типе связи могут свидетельствовать некоторые физические признаки. Например, вещества с такой связью имеют высокие температуры плавления и кипения. У того же хлористого натрия они составляют 800,8 и 1465 градусов, соответственно. Растворы таких веществ проводят электрический ток. Если вы обнаружите подобные свойства – знайте, что это вещество с ионной связью.
3
Можно воспользоваться значениями электроотрицательности каждого химического элемента, то есть показателем того, насколько легко атом этого элемента притягивает или отдает электроны. Существуют разные таблицы электроотрицательности. Наиболее широко известна шкала Полинга, названная в честь известного американского ученого. Минимальное значение электроотрицательности по этой шкале имеет самый активный щелочной металл франций (0,7), максимальное – самый активный галоген фтор (4,0).
4
Чтобы определить, имеет ли ионный тип связи вещество, состоящее из двух элементов, необходимо сделать следующее: найдите электроотрицательности этих элементов (по шкале Полинга).
5
Вычтите из большего значения меньшее значение. То есть установите разность электроотрицательностей (ЭО). Например, для той же самой поваренной соли она будет составлять: 3,16(Cl)–0,99(Na)=2,17. Сравните полученную величину ЭО с 1,7. Если она больше этого значения – связь в веществе ионная.

Совет 2: Что такое ионная связь

Ионная связь – это одна из разновидностей химической связи, возникающая между разноименно заряженными ионами электроположительных и электроотрицательных элементов. Ионы же, как известно, - это частицы, несущие положительный или отрицательный заряд, которые образуются из атомов при отдаче или присоединении электронов.

Если электрон отдан, образуется положительно заряженный катион, если же присоединен – образуется отрицательно заряженный анион. Отдача или присоединение происходит при химической реакции между атомами. В ходе реакции атом электроположительного элемента, который имеет малое количество электронов на внешнем электронном уровне, отдает их, переходя тем самым в устойчивое состояние катиона. Ну, а атом электроотрицательного элемента, имеющий, напротив, большое количество внешних электронов, принимает их, тем самым переходя в более устойчивое состояние аниона. Вот так и возникает ионная связь.

Разумеется, термины «отдает» и «принимает» в известной степени условны, так как полной отдачи и приема электронов не существует. Речь идет лишь о смещении электронной плотности от электроположительного атома к электроотрицательному атому в большей или меньшей степени. Таким образом, любую ионная связь одновременно можно считать и ковалентной.

Рассмотрите ионную связь на примере хорошо известной поваренной соли – хлорида натрия, NaCl. Атом натрия, имеющий один электрон на внешнем слое, и атом хлора, имеющий, соответственно, семь внешних электронов. После образования связи превращаются в положительно и отрицательно заряженные ионы, имеющие по восемь электронов на внешних оболочках. Таким образом, эти ионы находятся в устойчивом состоянии.

Каждый ион этого вещества связан силами электростатического взаимодействия с некоторым количеством других ионов. Сила уменьшается пропорционально увеличению квадрата расстояния (по закону Кулона). Поэтому ионная связь не имеет так называемой «пространственной направленности» и, следовательно, вещества, атомы которого соединены этой связью, не имеют молекулярного строения. Они образуют ионные кристаллические решетки, имеют высокие температуры плавления и кипения, а их растворы электропроводны.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500