Совет 1: Как найти эластичность спроса

Потребительский спрос определяет товарное предложение, поскольку именно собственные нужды побуждают покупателей платить. Динамика этого явления обуславливается множеством факторов, поэтому при любых изменениях необходимо найти эластичность спроса.
Инструкция
1
Есть известная фраза «Спрос рождает предложение», которая в трех словах отражает рыночные отношения производитель/потребитель. Чем больше требует покупатель, опираясь на тенденции моды, желание следовать за прогрессом, собственные эстетические и физические нужды и т.д., тем больший объем продукции выпускает предприятие. И наоборот, как только спрос падает, компании-производители стараются переключиться на другой товар или полностью сменить ассортимент.
2
Чтобы следить за изменениями спроса и заранее просчитать их, нужно оперативно проводить экономический анализ, в частности, рассчитывать эластичность. Различают эластичность спроса по цене, доходу, а также перекрестную эластичность.
3
Можно выделить несколько факторов, которые влияют на решение производителей повысить или понизить цену. Это появление или исчезновение товаров-конкурентов или заменителей, смена сезонов (продукты питания, одежда, спортивные аксессуары и пр.), срок хранения и т.д. Эластичность спроса по цене рассчитывается в виде коэффициентов двумя способами: точечным и дуговым.
4
Точечный метод предполагает знание цены начала периода и функции спроса, а также правил дифференцирования. Коэффициент эластичности равен математическому отношению между двумя величинами:E = F’(x)•x/F(x), где:x – цена;F(x) – функция спроса по цене;F’(x) – первая производная функции спроса.
5
Дуговую эластичность можно найти только в том случае, если в вашем распоряжении имеются данные по ценам начального и конечного периода и соответствующим объемам продукции. На графике функции спроса вы увидите дугу, ограниченную этими значениями, отсюда и название. Итак, формула дуговой эластичности выглядит следующим образом:E = (V2 – V1)/((V2 + V1)/2) : (P2 – P1)/((P2 + P1)/2), где:V1 и V2 – объемы продукции в начале и конце дуги;P1 и P2 – начальная и конечная цены.
6
Эластичность по доходу определяется не ценами, а доходом покупателя. Эта величина зависит от уровня достатка, степени нужности (роскошь или предмет первой необходимости) и т.д. Этот показатель эластичности определяется соотношением объемов товара и дохода:E = (V2 – V1)/((V2 + V1)/2) : (D2 – D1)/((D2 + D1)/2), где:D1 и D2 – доходы на начало и конец расчетного периода.
7
Трудно встретить на рынке уникальный товар. Как правило, у каждого есть аналог или дополняющий продукт, тесно связанный с ним. Например, взаимозаменяемыми являются сливочное масло и маргарин, а взаимодополняющими – компьютер и компьютерная мышь. Изменение цены на один из таких товаров неизбежно влияет на спрос другого, это называется перекрестной эластичностью: E = ∆V/∆P•P/V, где:P – цена единицы одного товара;V – объем спроса второго товара.

Совет 2: Как найти эластичность

Термин эластичности встречается в анализе изменения спроса, предложения, изучении экономического положения компании. Коэффициент эластичности указывает, насколько изменится один фактор при росте или уменьшении значения другого на 1%.
Инструкция
1
Примените метод поиска коэффициента эластичности по дуге, если вам нужно измерить его между точками на дуге предложения или спроса. Вам понадобятся такие данные, как первоначальная и новая цена, начальный и конечный объем. Разделите дельту объема на дельту цены. Чтобы найти дельту, вам нужно из конечного значения вычесть первоначальное, а затем полученный результат разделить на среднее значение показателя, которое можно получить, разделив сумму двух значений на два.
2
Используйте метод точечной эластичности, когда вам задана функция спроса или предложения и известны исходные уровни цены и спроса. Таким образом вам удастся рассчитать относительное изменение предложения или спроса даже при малейшем варьировании уровня цены, либо другого параметра. Вам необходимо производную функции умножить на частное от рыночной цены к объему спроса или предложения при такой цене.
3
Запомните, что значение эластичности не зависит от единиц, в которых вы измеряете заданные факторы, ведь это безмерное значение. Кроме того, эластичность спроса от цены и эластичность предложения от цены - показатели, которые находятся в обратной пропорциональности. В ходе экономических исследований наблюдается прямая зависимость, при которой рост одного показателя вызывает увеличение другого, и обратная. Первый вариант представлен эластичностью спроса на продукцию по потребительским доходам, а ко второй группе относится эластичность спроса по цене.
4
Изучите другие виды эластичности. К ним, например, относится абсолютная, когда ничтожно малое изменение одного показателя существенно повышает или понижает значение другого. Эластичным спрос или предложение являются тогда, когда темп роста их параметра выше, чем изменение других факторов. Если темпы роста или понижения совпадают, имеет место единичная эластичность. Когда темпы роста изучаемого фактора ниже изменяющихся значений, это неэластичный спрос или предложение. Учтите, что изменение элементов рынка может никак не повлиять на изучаемую величину. Тогда наблюдается абсолютная неэластичность.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500