Инструкция
1
Если знаете, что соперник играет намного сильнее, договоритесь о форе. В противном случае из-за явного неравенства сил партия будет не интересна ни вам, ни партнеру. Форой называют преимущество, которое перед началом партии получает слабый игрок. Уберите с доски ферзя партнера и начинайте партию. Если сможете победить, в следующий раз используйте в качестве форы ладью и т.д. — пока не научитесь сражаться на равных.
2
В начале игры захватывайте пешками центр доски. Скорее всего, соперник будет делать то же самое, но хотя бы одна ваша пешка должна стоять на центральном поле. Если играете белыми фигурами, боритесь за клетки e4 и d4. При игре черными ближайшие цели — поля e5 и d5.
3
Как можно быстрее вводите в игру «легкие» фигуры — коней и слонов. Ставьте их так, чтобы контролировать центр доски. Играя белыми, коней можно вывести на поля c3 и f3, а слонов — на c4 и f4. Аналогично поступайте, если ваши фигуры — черные. Другой вариант — напасть слонами на коней. Если партнер поставил коня на поле f6, выведите слона на g5. Есть и другие схемы игры, с которыми познакомитесь позже.
4
Одна из ключевых задач — спрятать короля от атак соперника. Для достижения цели быстро сделайте рокировку.
5
Введите в бой оставшиеся фигуры — ферзя и ладей. Располагайте их на открытых и полуоткрытых линиях, т.е. на вертикалях, полностью или частично свободных от пешек. Эти фигуры называют тяжелыми, им нужен простор для маневров.
6
Избегайте невыгодных разменов фигур и пешек. Конь или слон по силе примерно равны трем пешкам. Если отдаете коня, но забираете у соперника три пешки — это равноценный обмен. Аналогично со слоном — отдавать его за две пешки невыгодно. Зато можно менять коня на слона — равновесие на доске не нарушится. Ладья примерно равна пяти пешкам. Поэтому можно отдать ее за слона и две пешки. Ферзь примерно равен девяти пешкам. Его можно разменять на ладью, коня и пешку, потому что 9 = 5 + 3 + 1. Внимательно считайте силы фигур и не допускайте ошибок. Сила короля не измеряется, потому что его не рубят.
7
Не двигайте фигуры и пешки без цели. Чтобы поставить мат королю, надо направить в его сторону как можно больше сил. С каждым ходом усерднее решайте эту задачу, и сопернику придется нелегко.