Совет 1: Как определить способ словообразования

Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.
Инструкция
1
Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.
2
Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.
3
Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.
4
Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.
5
При образовании приставочным способом приставка присоединяется к готовому слову: «дел-а-ть – пере-дел-а-ть», «гран-иц-а – за-гран-иц-а».
6
При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».
7
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».
8
В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).
9
Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».
10
Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».
11
Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».
12
При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» - эти существительные раньше были прилагательными.
13
Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.
14
Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».

Совет 2: Что такое словообразование

Что такое словообразование, знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование?
Инструкция
1
Чтобы понять, что такое словообразование, следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор морфем, каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются суффиксы и приставки. Именно их присоединение к определенному корню помогает получить разные лексические единицы.Например, варьирование суффиксами способствует образованию разных родов: художник – художница, учитель – учительница. А использование приставок помогают передать различные оттенки синонимичных слов: встать – привстать, дать – передать.
2
Словообразовательный процесс может проходить и без участия морфем - путем сложения нескольких основ, полных или усеченных. Например: вертолет, лесополоса, колхоз и т.д.Как правило, в сложении принимают участие соединительные гласные «о» или «е».
3
Словообразование может носить и лексико-семантический характер. В этом случае речь идет о появлении новых смыслов у уже существующего слова, другими словами – об образовании омонимов (слов идентичных по звучанию, но различных по смыслу). Например: кулак (сжатая кисть) и кулак (эксплуататор).
4
Словообразование бывает и лексико-синтаксическим, когда словообразовательный процесс ознаменовывается рождением целого слова из часто употребляемого словосочетания. Например: сумасшедший, сейчас и т.д.
Видео по теме
Обратите внимание
В языкознании различают слова немотивированные и мотивированные. Первые являются основой для образования вторых. При этом немотивированные лексические единицы становятся центром словообразовательного гнезда, т.е. совокупности слов с тождественным корнем. Пример: смелый – смело, смельчак, осмелеть и т.д.
Видео по теме
Обратите внимание
При образовании новых слов может использоваться сочетание нескольких способов словообразования одновременно: «Черное море – черн-о-мор-ск-ий» (сложение и суффиксальный способы).
Омонимы: виды и примеры
Связанная статья
Омонимы: виды и примеры
Источники:
  • Мастер-класс: словообразование
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500