Совет 1: Как определить сопротивление грунта

Точный расчет сопротивления грунта требует применения формул, содержащих большое количество коэффициентов и различных физико-механических параметров. При строительстве несложных объектов можно обойтись упрощенным способом определения сопротивления грунта, воспользовавшись имеющимися в СниПе справочными таблицами.
Вам понадобится
  • – строительный бур;
  • – СниП 2.02.01-83;
  • – ГОСТ 25100-95;
  • – калькулятор.
Инструкция
1
В качестве основных исходных документов для расчета используйте СНиП2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений» и ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация». Первый документ содержит все необходимые формулы для расчета сопротивления грунтов и сводные таблицы параметров, второй – характеристики грунтов.
2
Определите тип грунта в месте строительства. Для этого пробурите шурфы и возьмите пробы почвы. Тип грунта можно определить самостоятельно, воспользовавшись информацией, имеющейся в интернете. В основном грунты подразделяются на скальные и крупнообломочные породы, пески и супеси, глинистые почвы и суглинки. Значение имеет также фракционность составляющих материалов и их влажность. Если определение типа грунта и его состава является для вас затруднительным, обратитесь за помощью к специалистам.
3
Зная тип и состав грунта, определите его расчетное сопротивление R, воспользовавшись таблицами приложения 3 СНиП 2.02.01-83 «Расчетные сопротивления грунтов оснований». Данные в таблицах представляют собой значения R в зависимости от состава грунта и его физико-механических свойств. Чтобы выбрать конкретное значение сопротивления кроме типа грунта вы должны также знать его физические параметры – природную плотность (ρ), степень влажности Sr, коэффициент пористости (e) и пр.
4
При отсутствии необходимых данных примите самые малые табличные значения R. Например, для мелких песков (прил. 3, табл. 2) значения R могут быть 200, 300 и 400 МПа – в зависимости от влажности и плотности материала. Чтобы гарантированно обеспечить несущую способность грунта, примете минимальное значение сопротивления – 200 МПа.
5
Если вы хотите определить R с большей точностью, отправьте грунт на лабораторное исследование для определения его типа и физико-механических паромеров (ρ, е, Sr и пр.). Получив эти данные, рассчитайте по формулам, имеющимся в СниПе, показатель текучести J, коэффициент пористости e, степень влажности Sr, после чего выберите из таблиц точное значение сопротивления грунта.

Совет 2: Как определить величину сопротивления

Активное сопротивление является величиной, обратной проводимости. Для измерения этого параметра используются омметры различных конструкций, измерительные мосты и другие приборы.
Инструкция
1
Чтобы измерить активное сопротивление компонента аналоговым омметром, переключите его в режим с минимальной чувствительностью, замкните щупы между собой, после чего регулятором установите стрелку точно на нуль. Затем разомкните щупы и подключите их к компоненту. Если стрелка не отклонится (или почти не отклонится), переключите омметр на более чувствительный предел, снова откалибруйте, как указано выше, после чего подключите к компоненту. Не забывая осуществлять калибровку после каждого переключения пределов, повторяйте операцию до тех пор, пока стрелка не будет отклоняться примерно на половину шкалы. Сопротивление прочитайте по шкале, соответствующей выбранному пределу.
2
Если измерение осуществляется при помощи цифрового прибора, имеющего функцию омметра, измерение осуществляйте так же, с той лишь разницей, что установку на нуль производить не требуется - она выполняется автоматически, а соответствующий регулятор на приборе отсутствует.
3
Чтобы измерить сопротивление компонента при помощи мостового прибора, подключите его к входным клеммам, выберите наименее чувствительный предел, после чего медленным вращением рукоятки от начала шкалы к ее концу либо наоборот добейтесь нулевых показаний индикатора либо пропадания звука в динамике (в зависимости от конструкции моста). Если это не удается, переключите мост на другой предел. Повторяйте операцию до тех пор, пока не получится сбалансировать мост. Затем прочитайте показания по шкале, соответствующей выбранному пределу.
4
Сопротивление некоторых нагрузок изменяется при прохождении по ним номинального тока. Такова, например, лампа накаливания: если измерить ее сопротивление омметром в выключенном состоянии, оно окажется очень малым, а при работе оно значительно возрастает. Чтобы узнать, каким оно становится, включите последовательно с лампой амперметр, а параллельно ей - вольтметр. Включите питание, затем подставьте показания приборов в формулу:

R=U/I, где R - сопротивление, Ом, U - напряжение, В, I - сила тока, А.

Перед разборкой цепи обязательно обесточьте ее.
Видео по теме
Обратите внимание
Не подключайте омметр и измерительный мост к источникам напряжения. При измерении сопротивления элементов, имеющих индуктивность, опасайтесь напряжения самоиндукции.

Совет 3: Как найти момент сопротивления

Специалисты знают, что найти сопротивление цепи проще всего при помощи специального устройства омметра. Но что делать, если по какой-то причине этого прибора нет под рукой, либо подключение его невозможно? В этих случаях необходимо прибегнуть к альтернативным методам нахождения.
Вам понадобится
  • - омметр;
  • - амперметр;
  • - вольтметр;
  • - штангенциркуль.
Инструкция
1
Определите сопротивление при помощи омметра. Возьмите омметр и присоедините его к концам проводника, который не подключен при этом к источнику тока. Посмотрите на циферблат прибора. На шкале устройства или на цифровом табло отразится величина сопротивления данного участка цепи.
2
Определите сопротивление при помощи амперметра и вольтметра. Измерьте момент сопротивления при помощи амперметра и вольтметра, если омметра у вас нет. Для этого выполните следующие действия. Подключите цепь к источнику тока.
3
Установите последовательно к концам цепи амперметр и параллельно к измеряемому участку – вольтметр. При соединении приборов необходимо соблюдать полярность: контакты подсоединяются положительный к положительному, отрицательный к отрицательному.
4
Снимите показания приборов, которые появятся на экране. Не забывайте, что вольтметр выводит показания в вольтах, а амперметр в амперах.
5
Найдите момент сопротивления сети. Для этого разделите значение напряжения на значение силы тока. В результате получите значение сопротивления в Омах.
6
Определите сопротивление при помощи материала и размера проводника. Узнайте, из какого материала состоит проводник.Определите его удельное сопротивление, используя специальную таблицу, которую без труда можно найти в интернете. При этом необходимо брать результат из той колонки таблицы, где он подается в Ом*мм2/м. Измерьте длину своего проводника в метрах.
7
Определите площадь поперечного сечения проводника. Для этого можно использовать штангенциркуль, если проводник имеет круглое сечение. В случае с круглым сечением необходимо узнать диаметр в миллиметрах, а после найти площадь его поперечного сечения: диаметр возводится в квадрат, делится на 4 и умножается на 3,14.
8
Если сечение имеет другую форму, к примеру, прямоугольник, все равно находите его площадь, если она не указана изначально для конкретного проводника. Делайте это по соответствующим формулам для каждой из конкретных форм сечения.
9
Умножьте полученное удельное сопротивление на длину своего проводника и разделите на площадь его поперечного сечения. Момент сопротивления найден.
Видео по теме
Источники:
  • как найти момент по сечению
Видео по теме
Полезный совет
При проектировании оснований тяжелых многоэтажных зданий придерживаются следующего порядка. Вначале принимают предварительные значения сопротивления грунта по таблицам СНиПа. На основании этих данный разрабатывают эскизный проект фундамента и осуществляют точный расчет сопротивления грунта с учетом имеющихся параметров фундамента.
Источники:
  • Статья «Расчет сопротивления грунта основания»
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500