Совет 1: Как определить вид придаточного предложения

Сложноподчиненные предложения придают устной и письменной речи красоту и выразительность. Видов придаточных предложений в русском языке достаточно много, и им уделяется большое внимание при изучении синтаксиса. Тем не менее, школьники нередко путаются в этом вопросе, в особенности если разные виды придаточных предложений присоединяются к главному при помощи одних и тех же союзов.
Инструкция
1
Вспомните, что такое придаточное предложение и какую функцию оно выполняет. Сложноподчиненное предложение состоит из неравнозначных частей. Одна из них независимая, и ее называют главным предложением. Придаточное - это зависимая часть, выполняющая роль второстепенного члена предложения.
2
Придаточные предложения делятся на 4 группы. Поскольку во многих случаях они выполняют функции второстепенных членов предложения, то и называются очень похоже: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные. В свою очередь, обстоятельственные придаточные бывают нескольких видов. Вспомните типы обстоятельств: места, времени, образа действия, причины, следствия, цели. К этой же группе относятся сравнительные и уступительные придаточные.
3
Определите, относится ли придаточное ко всему главному предложению или к какому-то одному его члену. Ко всему главному предложению чаще всего относятся некоторые категории обстоятельственных придаточных, то есть места, времени, цели, причины, следствия, уступительные, условные и сравнительные. Все остальные придаточные относятся к одному члену главного предложения.
4
Определите, к какому члену главного предложения относится придаточное. Поставьте к нему вопрос. Определение отвечает на вопросы "какой?", "который?", "чей?". Их же можно поставить и к определительному придаточному. Иногда этот вид можно определить и по союзу или союзному слову, если оно совпадает с вопросом. Однако определительное придаточное может присоединяться и с помощью слов "как" или "когда", то есть его можно перепутать с обстоятельственным. Поэтому основным способом является все-таки вопрос.
5
Изъяснительное придаточное предложение выполняет функцию дополнения, то есть отвечает на падежные вопросы. Его союзы и союзные слова - "кто" и "что", и в этом случае вид определяется сразу. Но и здесь есть ловушка. Изъяснительное предложение может присоединяться теми же союзами или союзными словами, которые характерны для других видов придаточных.
6
Самая разнообразная группа - обстоятельственные придаточные. Это предложения отвечают на очень разные вопросы, по которым и определяется "подвид". Обстоятельственные предложения места и времени отвечают на вопросы "где", "откуда", "когда", "с какого времени".
7
Очень много общего имеют придаточные причины, цели и условные. Первое отвечает на вопросы "почему?", "по какой причине?". Два других вида определяют, с какой целью сделано то, о чем говорится в главном предложении, или при каких условиях это возможно.

Совет 2: Зачем нужны сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение – это вид сложного предложения со значением неравноправности частей, которое выражается подчинительными союзами и союзными словами, находящимися в придаточном предложении. В структуре сложноподчиненного предложения выделяются две части: главная и зависимая. Связь между ними является двусторонней, т.к. не только придаточное предложение не может существовать без главного, но и главное нуждается в наличии зависимого.
Придаточное предложение, зависимое от главного, присоединяется к нему двумя способами:— прикрепляется к одному слову в главном предложении и поясняет его («Мы остановились по привычке в том месте, где струился горный ручей»);— соединяется с главным предложением в целом («Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»).В школьном курсе русского языка выделяют три группы сложноподчиненных предложений, которые соотносятся с второстепенными членами в простом предложении: определением, дополнением, обстоятельством.Придаточное определительное предложение относится к существительному в главном и характеризует предмет, называя его признак («Чехов был свидетелем события, о котором не забудет Москва»). Разновидностью определительных являются местоименно-определительные предложения, относящиеся к местоимению в главном предложении («Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет»). Особенность этой группы придаточных предложений — употребление в качестве средства связи только союзных слов, выполняющих синтаксическую функцию и «закрепленное» место придаточного после главного.Придаточное изъяснительное (дополнительное) предложение присоединяется к глаголам, отглагольным существительным и наречиям со значением речи, мысли, чувства, восприятия с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Такие предложения имеют значение дополнения и отвечают на вопросы косвенных падежей («Подскажите, как пойти на улицу Гоголя»). Придаточные обстоятельственные предложения чаще всего относятся к главному предложению в целом и определяют признак происходящего действия: время, место, образ действия, меру и степень, условие, цель, причину, следствие, сравнение и уступку. Все эти значения соотносятся со смысловыми группами обстоятельств («Я работаю ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен» — сложноподчиненное предложение с придаточным цели, отвечающим на вопрос «зачем?»).Обратите внимание, что сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных предложений, относящихся либо к одному типу, либо к разным. «В конце года меня потянуло в родные места, где я родился и где провел детство» — в предложении два придаточных определительных, относящихся к одному слову «места» и отвечающих на одинаковый вопрос «какие?». Такой тип подчинения называется однородным соподчинением.«Мы не знали, в какую сторону идти, потому что заблудились» — в предложении два придаточных, которые связаны с главным и друг с другом по типу «цепочки». Это последовательное подчинение. «Когда их работа окончена, я вижу, что все дно застлано живой рыбой» — в предложении два придаточных, которые отвечают на разные вопросы и относятся к разным видам. Это тип параллельного подчинения.
Видео по теме
Обратите внимание
Есть несколько видов придаточных предложений, к которым вопроса обычно не ставят. Это уступительные, сравнительные, присоединительне. К первой категории относятся предложения, в которых говорится о том, что что-то не произошло, несмотря на старания или благоприятные обстоятельства. К главному такое придаточное присоединяется союзными словами "хотя", "несмотря на". В сравнительных придаточных, как следует из названия, что-то с чем-то сравнивается.
Источники:
  • виды придаточных предложений
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500