Совет 1: Как определить направление магнитной индукции

Магнитная индукция является векторной величиной, а потому кроме абсолютной величины характеризуется направлением. Чтобы найти его, нужно найти полюса постоянного магнита или направление тока, который порождает магнитное поле.
Вам понадобится
  • - эталонный магнит;
  • - источник тока;
  • - правый буравчик;
  • - прямой проводник;
  • - катушка, виток провода, соленоид.
Инструкция
1
Определите направление вектора магнитной индукции постоянного магнита. Для этого найдите его северный и южный полюс. Обычно северный полюс магнита имеет синий цвет, а южный ¬– красный. Если полюса магнита неизвестны, возьмите эталонный магнит и поднесите его северным полюсом к неизвестному. Тот конец, который притянется к северному полюсу эталонного магнита, будет южным полюсом магнита, индукция поля которого измеряется. Линии магнитной индукции выходят из северного полюса и входят в южный полюс. Вектор в каждой точке линии идет в направлении линии по касательной.
2
Определите направление вектора магнитной индукции прямого проводника с током. Ток идет от положительного полюса источника к отрицательному. Возьмите буравчик, который вкручивается при вращении по часовой стрелке, он называется правый. Начните вкручивать его в том направлении, куда идет ток у проводнике. Вращение рукояти покажет направление замкнутых круговых линий магнитной индукции. Вектор магнитной индукции в этом случае будет проходить по касательной к окружности.
3
Найдите направление магнитного поля витка с током, катушки или соленоида. Для этого подключите проводник к источнику тока. Возьмите правый буравчик и вращайте его рукоятку в направлении тока, идущего по виткам от положительного полюса источника тока к отрицательному. Поступательное движение штока буравчика покажет направление силовых линий магнитного поля. Например, если рукоятка буравчика вращается по направлению тока против часовой стрелки (влево), то он, выкручиваясь, поступательно движется в сторону наблюдателя. Поэтому силовые линии магнитного поля направлены тоже в сторону наблюдателя. Внутри витка, катушки или соленоида линии магнитного поля прямые, по направлению и абсолютной величине совпадают с вектором магнитной индукции.

Совет 2: Как определить направление вектора индукции

Вектор магнитной индукции является силовой характеристикой магнитного поля. В лабораторных заданиях по физике направление вектора индукции, который обозначается на схемах стрелкой и буквой В, определяется в зависимости от имеющегося в наличии проводника.
Вам понадобится
  • - магнит;
  • - магнитная стрелка.
Инструкция
1
Если вам дан постоянный магнит, найдите его полюса: северный полюс красят в синий цвет и отмечают латинской буквой N, южный обычно красного цвета с буквой S. Графически изобразите линии магнитного поля, которые выходят из северного полюса постоянного магнита и входят в южный. Постройте по касательной вектор. Если никаких пометок или краски на полюсах магнита нет, узнайте направление вектора индукции с помощью магнитной стрелки, полюса которой вам известны.
2
Установите стрелку рядом с магнитом. Один из концов стрелки притянется к магниту. Если к магниту притянулся северный полюс стрелки, значит на магните это южный полюс, и наоборот. Используйте правило, что силовые линии магнитного поля выходят из северного полюса магнита (не стрелки!) и входят в южный.
3
Найдите направление вектора индукции магнитного поля в витке с током с помощью правила буравчика. Возьмите буравчик или штопор и поставьте его перпендикулярно плоскости заряженного витка. Начните вращать буравчик по направлению движения тока в витке. Поступательное движение буравчика укажет направление линий магнитного поля в центре витка.
4
При наличии прямого проводника соберите полную замкнутую цепь, включив в нее проводник. Учтите, что за направление тока в цепи принимается движение тока от положительного полюса источника тока к отрицательному. Возьмите штопор или представьте, что вы держите его в правой руке.
5
Закручивайте буравчик в направлении движения тока в проводнике. Движение рукояти штопора покажет направление силовых линий поля. Зарисуйте линии на схеме. Постройте к ним по касательной вектор, который покажет направление индукции магнитного поля.
6
Узнайте, в какую сторону направлен вектор индукции в катушке или соленоиде. Соберите цепь, подключив катушку или соленоид к источнику тока. Примените правило правой руки. Представьте, что вы обхватили катушку так, что четыре вытянутых пальца показывают направление тока в катушке. Тогда отставленный на 90 градусов большой палец укажет направление вектора индукции магнитного поля внутри соленоида или катушки.
7
Используйте магнитную стрелку. Приблизьте магнитную стрелку к соленоиду. Синий ее конец (обозначенный буквой N или синей краской) покажет направление вектора. Не забудьте о том, что силовые линии в соленоиде — прямые.
Видео по теме
Источники:
  • Магнитное поле и его характеристики
Полезный совет
В качестве правого буравчика можно использовать обычный штопор для открывания бутылок.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500