Инструкция
1
Все изменяемые самостоятельные слова в русском языке состоят из основы и окончания, а неизменяемые – только из основы. Это часть слова без окончания. Например, «побед-» в слове «победа – победы – победе» будет основой. В ней содержится лексическое значение в отличие от окончания, которое является изменяемой частью. Оно образует форму слова и служит для связи лексем в словосочетании и предложении.
2
Главной значимой частью слова является корень. В нем заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов. К примеру, слова «море – морской – заморский – приморье» обозначают предметы и признаки, относящиеся к морю, так как в них входит корень «-мор-». Чтобы найти корень, надо для начала выделить основу. Для этого подберите к слову родственные (с одинаковым значением) слова и найдите у них наименьшую общую часть. Например, в однокоренных словах «вода – водный – водяной – водовоз – заводь» общая морфема «-вод-». Это корень.
3
Суффикс относится к словообразующим морфемам. Он входит в состав основы и, как правило, располагается между корнем и окончанием. Суффиксы придают словам дополнительное лексическое значение, а также несут грамматическую информацию о частях речи, из которых складывается данное слово. В слове «толк-ова-тель-ниц-а» суффикс «-ова-» глагола; «-тель-» существительного мужского рода; «-ниц-» существительного женского рода. Для нахождения суффикса в слове определите основу. Потом найдите производящую лексему и тоже выделите в ней основу. После этого наложите основы друг на друга и выделите часть, которая образовала слово. Например, существительное «заместитель» произошло от глагола «заместить», общая часть у них – корень «-замести-», а искомым суффиксом будет «-тель-».
4
Обратите внимание, что в словах может быть два и более суффиксов. Обычно это встречается в глаголах прошедшего времени «про-чит-а-л»; в глаголах, заканчивающихся на «-ся», «-сь», «улыб-а-ю-сь»; в деепричастиях «сказ-а-в»; в причастиях «про-чит-а-нн-ый».
5
Окончание не имеет лексического значения. Оно несет грамматическую информацию о роде, числе, падеже, лице и обычно стоит в конце словоформы. Чтобы выделить окончание, определите, изменяется ли слово. Для этого просклоняйте или проспрягайте его. Если изменить лексему не удается, значит, в ней нулевое окончание, как в наречии «жаль». А если слово может видоизменяться, то изменяемая часть и будет окончанием: «урок», «урок-и», «урок-а», «урок-ами».