Инструкция
1
Разные товары на рынке продаются по-разному, и этому есть множество причин, которые в конечном итоге сводятся к определенному соотношению между спросом и предложением. Это соотношение является базовым законом рынка и зависит от многих факторов: цена самого товара, его аналога, который может предпочесть потребитель, уровень доходов потенциального покупателя и т.д.
2
В общем виде эластичность – это изменение некоторой функции вследствие изменения ее аргумента. Иными словами, математически эту характеристику можно представить в виде дроби: отношения относительного приращения функции к приросту независимой переменной.
3
Коэффициент эластичности показывает степень увеличения или уменьшения объема спроса/предложения при изменении некоторого фактора на 1 %. Таким образом, можно заранее рассчитать реакцию потребителя и выработать нужную стратегию, например, провести стимулирующую рекламную акцию, организовать скидки некоторым категориям покупателей на ограниченное время и т.д.
4
Чтобы найти коэффициент эластичности, можно воспользоваться двумя методами: вычисление по дуге и в точке. Выбор способа зависит от того, какими исходными данными вы располагаете. Например, дуговая эластичность предполагает расчет между двумя конкретными точками на графике (кривой) спроса или предложения. При этом необходимо знать цены и объемы продукции в начале и конце получившейся дуги.
5
Если все указанные данные у вас есть, то воспользуйтесь следующей формулой:Ke = (Q2 – Q1)/((Q2 + Q1)/2) : (P2 – P1)/((P2 + P1)/2), где:Ke – коэффициент эластичности;Q1 и Q2 – объемы продукции в первой и второй точке дуги;P1 и P2 – соответствующие этим точкам цены.
6
Точечную эластичность легко определить, если вам известен только начальный уровень цен и функция спроса (предложения) при этой величине. Для расчета найдите ее производную и умножьте на соотношение между аргументом и функцией:Ke = Q’(P)•P/Q(P), где:Р – цена;Q(P) – функция спроса/предложения по данной цене;Q’(P) – ее первая производная.