Вам понадобится
  • - тексты разного объема и разной сложности;
  • - секундомер.
Инструкция
1
Оцените скорость своего чтения. Возьмите небольшой кусок незнакомого текста средней сложности. Засеките время и прочитайте отрывок про себя. Исключительно высокая скорость чтения русского текста — около 600 слов в минуту. Если вы успеваете прочесть за это же время 400 с небольшим слов, можете считать, что читаете очень быстро.
2
Проследите за тем, как именно вы читаете. Проговариваете ли вы про себя слова или охватываете сразу довольно большой кусок текста? Многое зависит от типа вашего восприятия. Визуалы обычно не проговаривают про себя то, что читают, в то время как аудиалы или люди с преобладающим двигательным или речевым восприятием делают это довольно часто. Некоторые даже привыкли шевелить губами, они читают не про себя, а почти шепотом. С этой привычкой придется расстаться. Почти у каждого человека в той или иной степени присутствуют разные типы восприятия, и в данном случае вам придется развивать зрительное.
3
Следите за тем, чтобы губы у вас не шевелились. Если нет возможность постоянно себя контролировать, попробуйте держать что-нибудь в зубах — например, чайную ложку. Можно прижать к губам указательный палец. Не беспокойтесь, что взамен привычки, с которой вы решили бороться, у вас сформируется новая. Как только вы заметите, что перестали произносить слова, перестаньте себя постоянно контролировать — и привычка исчезнет сама собой.
4
Возьмите несложный текст, напечатанный крупными буквами. Ведите указательный палец по строке, стараясь читать в том же темпе, в котором движется ваша рука. Темп должен быть чуть быстрее обычного. Если чего-то не успели, не останавливайтесь и двигайте палец дальше. На первых порах можно возвращаться к тем словам, которые вы не смогли понять с ходу.
5
Проконтролируйте, насколько вы поняли текст. Попробуйте вспомнить, о чем в нем говорилось. Для следующего аналогичного упражнения выберите другой отрывок. Это упражнение нельзя повторять слишком часто, иначе вы приучитесь водить пальцем по строчкам, а это ничуть не лучше, чем проговаривать слова.
6
Выберите незнакомое стихотворение с не очень длинными строчками. Попытайтесь сразу уловить всю строку. Охватите взглядом ее начало и конец. Повторяйте упражнение, подбирая стихи со все более длинными строчками.
7
Представьте себе, что через пятнадцать минут у вас очень важный экзамен. Прочитать текст второй раз времени не будет, поэтому нужно все понять сразу. Это поможет вам сконцентрироваться. Если при чтении отрывка вы чего-то не поняли, переходите к следующему отрывку и старайтесь читать его более внимательно.
8
Вам могут очень помочь поездки на городском транспорте. Сядьте у окна по ходу автобуса или троллейбуса, читайте названия улиц, кафе и магазинов. Упражняться можно и во время пеших прогулок. Успевайте читать номера движущихся машин и надписи на них.
9
Найдите газету, где текст напечатан в несколько колонок. Вырежьте в листе одноцветной бумаги отверстие, ширина которого равна ширине колонки, а длина — чуть меньше. Положите «трафарет» так, чтобы в отверстии оказался абзац или чуть больше. Попробуйте прочесть его сразу. Постепенно передвигайте «окошко» по столбцу и читайте другие отрывки.
10
Засеките по секундомеру, за сколько вы можете прочитать страницу книги стандартного формата. Следующую страницу этой же книги прочтите за более короткий промежуток времени. Для каждого нового отрывка устанавливайте «норматив» чуть меньше предыдущего.