Инструкция
1
Основные средства могут быть приобретены различными способами. Это могут поступления от учредителей в виде вклада в уставной капитал; объекты могут быть построены организацией; получены путем безвозмездной передачи; приобретены у поставщика. Любой способ должен быть оформлен документально, то есть лишь на основании подтверждающих документов бухгалтер имеет право сделать запись в бухгалтерском учете.
2
Ввод в эксплуатацию основного средства происходит на основании приказа руководителя. Помимо этого распорядительного документа составьте акт приема-передачи ОС, который имеет унифицированную форму №ОС-1.
3
При вводе объекта в эксплуатацию присвойте ему инвентарный номер и оформите инвентарную карточку по форме №ОС-6. Порядок присвоения номера должен быть сформирован руководителем организации и утвержден в учетной политике.
4
Если основное средство получено от учредителя, первоначальная стоимость определяется на собрании акционеров путем согласования с другими участниками организации. Решение оформляется в виде протокола. В бухгалтерском учете вы должны сделать записи:- Д75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» К80 – отражена задолженность учредителя по вкладам;- Д08 К75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» – отражено поступление ОС в уставный капитал;- Д01 К08 – ОС введен в эксплуатацию.
5
Если основные средства построены организацией, первоначальная стоимость складывается из всех затрат, ушедших на производство объекта (например, стоимость материалов; заработная плата работников, занятых в производстве и др.) В бухгалтерском учете отразите эти операции следующим образом:- Д08 К10 – отражено списание материалов на строительство ОС;- Д08 К70 – начислена заработная плата сотрудникам, занятым в строительстве ОС;- Д01 К08 – ОС введен в эксплуатацию.
6
При приобретении объектов у поставщика сделайте проводки:- Д07 К60 – отражено начисление оплаты поставщику за ОС;- Д07 К23, 60 или 76 – отражены расходы на доставку ОС;- Д01 К08 – ОС введен в эксплуатацию.
7
Ежемесячно вы должны начислять амортизацию, то есть переносить стоимость объекта на производимую продукцию. Амортизационные отчисления могут быть определены различными способами: линейным способом, при помощи метода уменьшающего остатка, и путем списания стоимости по сроку полезного использования. Выбранные метод утвердите в учетной политике организации. В бухгалтерском учете отразите амортизацию следующим образом:- Д20,23,44 К02 – начислена амортизация ОС;- Д02 К01 – списана сумма амортизации.
8
Выбытие основных средств может быть осуществлено по разным причинам. Например, при продаже, при сдаче в аренду, при списании по причине непригодности основного средства. Эти операции оформите документально, то есть используя акт и приказ руководителя. В бухгалтерском учете сделайте соответствующие проводки. При непригодности отразите следующим образом:- Д01 субсчет «Выбытие ОС» К01 – списана первоначальная стоимость ОС;- Д02 К01 субсчет «Выбытие ОС» - списана сумма амортизационных отчислений;- Д91 К01 субсчет «Выбытие ОС – списана остаточная стоимость ОС.
9
Если вы продали объект, отразите к вышеперечисленным проводкам добавьте записи:- Д62 К91 – отражено получение выручки от продажи ОС;- Д91 К68 – учтен «входящий» НДС.