Совет 1: Как себя вести у следователя

Сложно не растеряться на допросе у следователя, особенно в первый раз . Необходимо сохранять спокойствие, хладнокровие и уверенность в словах на протяжении всей процедуры, чтобы не вызывать подозрений и лишних вопросов.
Инструкция
1
Перед тем как начнется допрос, обязательно попросите у следователя документ, удостоверяющий личность, запишите информацию о нем. Следователь должен при вас заполнить все графы протокола, в которых указано, кто осуществляет допрос. Также необходимо, чтобы в протокол были занесены все присутствующие, так как в некоторых случаях допрос проводится в местах, где находится много посторонних людей. Иногда это делается специально, чтобы таким образом оказать давление на допрашиваемого. Вы имеете право не отвечать на вопросы лиц, не внесенных в протокол.
2
Каждый вопрос и ответ на него должен фиксироваться в протоколе. Следите за тем, чтобы следователь записывал всё точно так, как вы сказали. Любое неправильно записанное слово может впоследствии использоваться против вас. Вы также можете собственноручно записывать все, что было сказано.
3
При активном содействии оперативных работников сразу после возбуждения уголовного дела следователь может использовать в свою пользу внезапность, спекуляции с информацией, имеющейся по делу. Постановка наводящих вопросов запрещается. Если вы заметили, что следователь пытается привести к нужному ответу, отвечайте очень внимательно. Можно добавлять к ответу фразу «Я не уверен».
4
После допроса вы должны внимательно прочитать протокол. Если будут обнаружены неточности, немедленно требуйте внесения изменений. В этой ситуации каждое слово играет огромную роль.

Совет 2: Как вести себя во время допроса

Допрос – это следственное действие, в ходе которого подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие, эксперты дают показания по уголовному делу как на предварительном, так и на судебном следствии. Участники процесса обладают разными процессуальными правами, поэтому тактика их поведения на допросе различна.
Вам понадобится
  • - Конституция РФ;
  • - Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • - адвокат.
Инструкция
1
Свидетели, потерпевшие, эксперты, специалисты, переводчики, привлеченные к делу, обязаны давать показания по существу дела. За отказ предусмотрена уголовная ответственность, она же грозит за ложную информацию. Поэтому, приходя на допрос в любом качестве, кроме подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, говорите правду и только о том, что сами видели и слышали, не делая выводов и не высказывая собственных предположений.
2
Отвечайте строго на поставленные вопросы, не углубляясь в подробности, лишние сведения могут сослужить вам плохую службу: в ряде случаев свидетели в ходе допроса меняют свой статус на подозреваемых.
3
Независимо от вашей роли в деле статья 51 Конституции Российской Федерации гарантирует право не свидетельствовать против себя и своих близких: супруга, родителей, детей, родных братьев и сестер, дедушек и бабушек, внуков. Отказ от предоставления информации в этом случае не влечет уголовного преследования.
4
Соответственно, подозреваемый, обвиняемый и подсудимый не обязаны давать показания на следствии и в суде, поэтому если вас привлекли в этом качестве, не торопитесь с признаниями. Возможно, у следователя нет других доказательств, а ваши показания будут положены в основу обвинения.
5
Явившись на допрос как подозреваемый, требуйте разъяснения ваших процессуальных прав: знать, в чем вас подозревают, давать объяснения и показания по делу либо отказаться от дачи объяснений и показаний; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; знакомиться с протоколами следственных действий и подавать на них замечания и т.д.
6
На допросе должен присутствовать адвокат: он поможет сориентироваться в обстановке, проследит за соблюдением ваших прав, кроме того, в его присутствии вы будете ограждены от давления следователя. Вы можете пригласить своего адвоката, либо вам предоставят его по назначению.
7
Если вы приняли решение давать объяснения по делу, старайтесь отвечать на вопросы односложно: «Да», «Нет», «Не знаю», «Затрудняюсь ответить». Лишние подробности ни к чему, поскольку могут нанести вред. Не отвечайте на наводящие вопросы: следователь не имеет права их задавать.
8
Используйте некоторые психологические приемы, чтобы не растеряться и чувствовать себя уверенно: - не смотрите следователю в глаза: своим тренированным взглядом, который сложно выдержать, он может сбить вас с толку;- вертите в руках мелкий предмет: ручку, пуговицу, монетку – это поможет вам взять себя в руки и будет отвлекать следователя;- войдя в кабинет, не начинайте разговор первым, а в ходе допроса выдерживайте паузу перед ответом на вопрос.
9
Внимательно прочтите протокол допроса, при необходимости потребуйте внести изменения и ваши замечания. Кроме того, отразите в нем факты, которые говорят об оказанном на вас давлении, о вымогательстве показаний, об угрозах со стороны следователя, если таковые имели место.
10
Имейте в виду: при рассмотрении дела в суде вы можете отказаться от показаний, данных в ходе предварительного следствия, и если других доказательств вашей виновности нет, шансы на оправдательный приговор велики.
Источники:
  • как вести себя на допросе у следователя
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500