Совет 1: Как вести раздельный учет

В случае, если организация совмещает упрощенную систему налогообложения и систему обложения в виде ЕНВД, необходимо вести раздельный учет хозяйственных операций. При раздельном учете требуется определять доходы и расходы, которые относятся к разным видам деятельности, и правильно разделять общие показатели.
Инструкция
1
Выберите методику раздельного учета. Простой способ вести его - это открывать дополнительные субсчета к счетам бухгалтерского учета. Другим вариантом может быть учет доходов и расходов по разным видам деятельности в отдельных таблицах и справках. Можно использовать одновременно оба способа.
2
Оформите выбранную методику в учетной политике организации или в других локальных нормативных актах, утверждаемых руководителем. В процессе ведения учета доходов от реализации товаров, работ или услуг от различных видов деятельности отражайте их поступление, распределяя по соответствующим субсчетам.
3
Учитывайте доходы от полученных процентов по депозитам и выданным займам на субсчетах, относящихся к «упрощенке» (письмо Министерства финансов от 19.02.2009 №03-11-06/3/36 и от 24.03.2009 №03-11-06/3/74). Туда же отнесите доходы от продажи основных средств (письмо Министерства финансов от 10.12.2010 №03-11-11/319).
4
Ведите учет доходов от «вмененки» нарастающим итогом с начала года кассовым методом - то есть, по факту поступления оплаты за реализованные товары, работы или услуги.
5
Относите затраты в полной сумме на соответствующие субсчета, если можно четко определить, какому режиму налогообложения они соответствуют. Если они относятся одновременно к обоим видам режимов, распределите их пропорционально полученным доходам следующим образом.
6
Определите доходы от «упрощенной» деятельности в соответствии со статьями 249, 250 и 251 Налогового кодекса РФ. Рассчитайте доходы от «вмененки», вычислив разницу между общей суммой доходов и поступлениями от «упрощенки».
7
Исключите при этом из «вмененных» доходов все неоплаченные поступления, так как они учитываются кассовым методом. Включите в общую сумму фактически полученные авансы по «вмененке».
8
Найдите соотношение для каждого вида дохода в полученной сумме. Распределите общие затраты между режимами пропорционально вычисленным коэффициентам.

Совет 2: Как вести раздельный учет НДС

Бухгалтерия предприятия, деятельность которого связана с облагаемыми и необлагаемыми НДС, обязана вести их раздельный учет по различным хозяйственным операциям. В противном случае компания может лишиться права на вычет «входного» налога на добавленную стоимость.
Вам понадобится
  • - дополнительные субсчета;
  • - аналитические справочники по начислению доходов.
Инструкция
1
Используйте дополнительные субсчета или аналитические справочники к счетам по начислению доходов в бухгалтерском учете. Следуйте правилу, описанному в п. 4 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, и разработайте методику ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС хозяйственных операций.
2
Внесите в учетную политику компании порядок и правила раздельного учета для сумм НДС, который предъявляется или взимается при ввозе на территорию РФ. Пропорционально сумме отгруженной продукции, реализация которой в данном периоде не облагается НДС, частично включите «входной» налог в ее стоимость.
3
Примите к учету остаток суммы НДС. Обеспечьте раздельный учет «входного» налога на добавленную стоимость и отразите его по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». Зафиксируйте в бухгалтерской справке ежеквартальное распределение ПДС.
4
Смоделируйте учетную политику предприятия с учетом перечня его продукции, относящейся как к облагаемой, так и к необлагаемой налогом на добавленную стоимость, деятельности. Спишите стоимость товара на счет 44 «Расходы на продажу» или на счет 26 «Общехозяйственные расходы».
5
Учтите важный показатель при распределении «входного» НДС и пропишите в учетную политику порядок расчета стоимости отгруженного товара. Примите стоимость отгрузки без учета налога и используйте в своем расчете сопоставимые показатели.
6
Укажите в учетной политике, что вы действуете на основании правила, описанного в абз.9 п.4 ст.170 НК РФ, и примите к вычету полную сумму НДС. Она взимается в том налоговом периоде, когда доля освобожденного от налогообложения расхода по деятельности не превышает 5% от общей суммы совокупного расхода по производству. Пропишите методику оценки затрат на производство и на освобожденную от НДС деятельность.
Источники:
  • Как вести раздельный учет НДС: общие правила

Совет 3: Как организовать раздельный учет

Если деятельность предприятия связана с облагаемыми и необлагаемыми по НДС операциями, то в этом случае необходимо организовать раздельный учет по различным хозяйственным операциям. Данное правило устанавливается п.4 с. 149 и п.4 ст. 170 Налогового кодекса РФ. В случае если такая компания не будет вести раздельный учет, она может лишиться права на вычет «входного» НДС.
Инструкция
1
Утвердите методику ведения раздельного учета для облагаемых и необлагаемых НДС хозяйственных операций, согласно правилу, которое описано в п. 4 ст. 149 НК РФ. Воспользуйтесь для решения этого вопроса дополнительными субсчетами или аналитическими справочниками к счетам по ведению доходов в бухгалтерском учете.
2
Пропишите в учетной политике предприятия порядок раздельного учета для сумм НДС, который предъявляется или уплачивается при ввозе на территорию России. Распределение данного «входного» НДС происходит особым образом. Его необходимо включить частично в стоимость продукции пропорционально сумме отгруженной продукции, реализация которой не облагается НДС в данном налогом периоде. Остаток суммы НДС принимается к вычету. Для обеспечения раздельного учета «входного» НДС отразите его на отдельно субсчете по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». Фиксируйте ежеквартальное распределение ПДС в бухгалтерской справке.
3
Пропишите в учетной политике перечень продукции предприятия, которая относится и к облагаемой и к необлагаемой НДС деятельности. Списывайте стоимость такого товара на счет 44 «Расходы на продажу» или счет 26 «Общехозяйственные расходы».
4
Укажите в учетной политике порядок расчета стоимости отгруженного товара. Данный показатель важен при распределении «входного» НДС. Используйте в расчете сопоставимые показатели, поэтому стоимость отгрузки принимайте без учета налога.
5
Принимайте к вычету всю сумму НДС, которая предъявляется в том налоговом периоде, когда долы совокупного расхода по деятельности, которая освобождается от налогообложения, составляет не более 5% от общей суммы совокупного расхода по производству. Данное правило указано в абз.9 п.4 ст.170 НК РФ. Укажите в учетной политике, что хотите воспользоваться этим правом. Дополнительно пропишите методику оценки затрат на деятельность, которая освобождена от обложения НДС, и затрат на производство.

Совет 4: Как распределять НДС

Если предприятие осуществляет хозяйственные операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от него, оно вынуждено каким-то образом распределять «входящий» НДС, то есть включенный в стоимость приобретенных товаров и услуг. Ведь если приобретенные активы используются в облагаемой НДС деятельности, «входящий» НДС принимается к вычету, а если в необлагаемой - включается в стоимость продукции. Но обычно организация сама не знает, как и куда потратит приобретенные активы.
Вам понадобится
  • Стоимость отгруженных за налоговый период товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС, так и нет.
Инструкция
1
Если деятельность вашего предприятия столь многообразна, что включает как облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, так и освобожденные от него, вы обязаны вести раздельный учет как этих операций, так и сумм НДС по приобретенным товарам, основным средствам и нематериальным активам. В случае отсутствия ведения раздельного учета вся тяжесть «входящего» НДС ляжет на вас, так как вы будете не вправе ни предъявить его к вычету, ни включить в расходы. Факт и методику раздельного учета следует закрепить в учетной политике, хотя прямое требование этого в НК отсутствует.
2
В случае, если у налогоплательщика в принципе отсутствует возможность определить, для какого рода операций (облагаемых НДС или нет) будут использованы приобретенные товары, услуги, имущественные права и т.д., существует принцип пропорционального распределения «входящего» НДС. Для этого используется такой показатель, как стоимость отгруженных за налоговый период товаров (работ, услуг). Чтобы получить сумму НДС к вычету, необходимо распределяемую сумму НДС умножить на стоимость отгруженной продукции, облагаемой НДС, и разделить на общую стоимость отгруженной продукции в налоговом периоде. Соответственно сумма НДС, включаемая в стоимость продукции, пропорциональна стоимости отгруженной продукции, не облагаемой НДС.
3
Законодательством не установлено, следует ли для расчета пропорции брать суммы отгруженных товаров с учетом НДС или нет. Минфин считает, что следует брать стоимость без НДС, но суды иногда придерживаются иного мнения. Так что этот момент тоже стоит прописать в учетной политике.
4
Как видно из формулы пропорционального распределения НДС, осуществить это распределение можно только по окончании налогового периода. В течение этого периода НДС, подлежащий распределению расчетным путем, оседает в виде дебетового сальдо на счете «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
5
Если в течение налогового периода расходы на операции, не облагаемые НДС, не превышают 5% от совокупных расходов предприятия, то раздельный учет можно не вести и всю сумму «входящего» НДС предъявить к вычету. При этом учитываются как прямые расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), так и прочие расходы, связанные с производством и реализацией этих товаров и услуг.
Источники:
  • «Аудиторские ведомости», «Раздельный учет при исчислении НДС: практические аспекты», К.М.Блохин, февраль 2011
Источники:
  • Ведение раздельного учета при совмещении УСН и ЕНВД: организация учета, учетная политика
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500