Совет 1: Как взыскать долг без договора

Согласно статье № 808 Гражданского кодекса РФ, договор займа должен быть заключен в нотариальной или простой письменной форме. Несоблюдение этого условия лишает права ссылаться на показания свидетелей, но при этом не лишает возможности приводить письменные и иные доказательства (статья № 162 ГК РФ). В соответствии с этим любой долг можно вернуть в установленном законом порядке независимо от наличия или отсутствия договора.
Вам понадобится
  • - заявление в правоохранительные органы;
  • - заявление в арбитражный суд;
  • - документальные доказательства выдачи долга.
Инструкция
1
Если вы дали в долг денежные средства или иные ценности, но не составили договор и не потребовали расписку, для возврата долга нередко бывает достаточно переговорить и решить проблему мирным путем, дав должнику дополнительное время на исполнение долговых обязательств.
2
При неуспешно закончившихся переговорах, обратитесь с заявлением в правоохранительные органы. В заявлении укажите, когда, сколько и на какой период вы дали в долг денежные средства или иные ценности. Также подробно укажите реквизиты, домашний адрес должника и информацию о себе для связи.
3
По факту вашего обращения органы правопорядка должны провести расследование. Если ваш заемщик скрывается и не делает даже попыток вернуть долг – это поведение можно рассматривать как факт мошенничества, когда применяется статья №159 Уголовного кодекса РФ. На заемщика заведут уголовное дело, в ходе которого будут рассмотрены не только варианты возврата долга, но и привлечение его к уголовной ответственности.
4
Еще один вариант получить назад долг – это обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд. Согласно указанной статье Гражданского кодекса РФ, суд не может учитывать показания свидетелей, но вы имеете право приводить любые доказательства выдачи долга, которые не противоречат действующему законодательству.
5
В качестве доказательной базы используйте документальные подтверждения фактов крупного приобретения заемщика после получения долга. Также вы можете сделать аудио- или видеозапись переговоров с заемщиком, но для этого вам придется получить разрешение в прокуратуре или в органах правопорядка на ее проведение.
6
Судом может быть рассмотрена аудиозапись, приложенная в качестве доказательства, проведенная вами без разрешения, но сначала должна быть проведена идентификация голоса записанных на ней людей.
7
На основании постановления суда вы получите исполнительный лист, по которому можете взыскать задолженность в принудительном порядке через службу судебных приставов.
8
Все остальные методы взыскания долга считаются противозаконными. Например, обращение в коллекторские агентства, привлечение к взысканию долга третьих лиц, угрозы и т.д.

Совет 2: Как взыскать долг с поручителя

Взыскание долга с поручителя является следствием поручительства – довольно распространенного способа обеспечения долговых обязательств. В соответствии с законодательством поручитель должен отвечать перед кредитором за исполнение обязательств по уплате кредита заемщиком в полной мере или частично.
Инструкция
1
Учтите, что в российской практике кредитования чаще всего ответственность по уплате долга заемщик и поручитель несут солидарно. Но Гражданский кодекс не запрещает установления субсидиарной ответственности, когда поручитель обязан отвечать по долгам заемщика только при отсутствии средств у последнего. При солидарной ответственности кредитор вправе требовать от поручителя и должника исполнения обязательств совместно или от каждого в отдельности. При этом поручитель может отвечает за уплату процентов, возмещение судебных издержек и иных расходов, понесенных кредитором при взыскании долга.
2
При взыскании долга с поручителя обратите внимание на некоторые нюансы. В соответствии с законодательством кредитор имеет право взыскать с поручителя на только сумму основного долга по кредиту и процентов за пользование им, но и сумму штрафов за несвоевременный их возврат. Однако договором поручительства может быть предусмотрена ответственность поручителя только за возврат суммы долга и процентов по нему. В этом случае кредитор не вправе требовать от него возврата неустоек и штрафов.
3
При составлении искового заявления в суд обязательно учитывайте срок действия договора поручительства. Законом предусмотрено, что взыскивать сумму долга с поручителя кредитор может только в течение одного года с момента нарушения условий договора, а в последующем пред кредитором будет отвечать только сам должник. Но в некоторых случаях срок поручительства может быть закреплен в договоре. При этом срок действия кредитного договора может превышать срок действия договора поручительства. В такой ситуации кредитор не вправе взыскивать с поручителя сумму долга до истечения действия кредитного договора, поскольку нельзя установить фактическое исполнение обязательств должника перед ним.
4
При обращении в суд за взысканием долга с поручителя учитывайте подведомственность дел. Если банк обращается с иском к поручителю, являющемуся юридическим лицом, то такое дело будет рассматривать арбитражный суд. Если иск предъявляется физическому лицу, то следует обращаться в суд общей юрисдикции.
Источники:
  • взыскание долга с поручителя
Видео по теме
Обратите внимание
Не забывайте, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ, срок исковой давности по взысканию долга составляет три года.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500