Совет 1: Как вычислить емкость конденсатора

Конденсатором называется устройство, способное накапливать электрические заряды. Количество накапливаемой электрической энергии в конденсаторе характеризуется его емкостью. Она измеряется в фарадах. Считается, что емкость в один фарад соответствует конденсатору, заряженному электрическим зарядом в один кулон при разности потенциалов на его обкладках в один вольт.
Инструкция
1
Определите емкость плоского конденсатора по формуле С = S•e•e0/d, где S - площадь поверхности одной пластины, d - расстояние между пластинами, e - относительная диэлектрическая проницаемость среды, заполняющей пространство между пластинами (в вакууме она равна единице), e0 - электрическая постоянная, равная 8,854187817•10(-12) Ф/м.Исходя из приведенной формулы, величина емкости будет зависеть от площади проводников, от расстояния между ними и от материала диэлектрика. В качестве диэлектрика может применяться бумага или слюда.
2
Относительную проницаемость диэлектриков определите по специальным таблицам. Для бумаги ее величина составит 3,5, для слюды - 6,8-7,2, для фарфора - 6,5. Эта цифра показывает, во сколько раз сила взаимодействия между зарядами в данной среде меньше, чем в вакууме.
3
Вычислите емкость сферического конденсатора по формуле С = (4П•e0•R²)/d, где П - число «пи», R - радиус сферы, d - величина зазора между его сферами.Величина емкости сферического конденсатора прямо пропорциональна радиусу концентрической сферы и обратно пропорциональна расстоянию между сферами.
4
Рассчитайте емкость цилиндрического конденсатора по формуле С = (2П•e•e0•L•R1)/(R2-R1), где L - длина конденсатора, П - число «пи», R1 и R2 - радиусы его цилиндрических обкладок.
5
Если конденсаторы в цепи соединены параллельно, рассчитайте их общую емкость по формуле С = С1+С2+…+Сn, где С1, С2,…Сn – емкости параллельно соединенных конденсаторов.
6
Вычислите общую емкость последовательно соединенных конденсаторов по формуле 1/С = 1/С1+1/С2+…+1/Сn, где С1, С2,…Сn - емкости последовательно соединенных конденсаторов.

Совет 2: Как определить номинал конденсатора

Далеко не всегда на конденсаторе прямо указана емкость в единицах, производных от фарады. Нередко с целью уменьшения размера маркировки производители прибегают к использованию сокращений и кодов. На электрических схемах в обозначениях емкости также встречаются особые сокращения.
Инструкция
1
Если перед вами электрическая принципиальная схема, выполненная по старому стандарту, то обозначения емкости, в которых присутствует запятая, независимо от того, равна ли дробная часть нулю, всегда выражены в микрофарадах. Например:0,015;
50,0.Если же запятой в обозначении нет, то емкость конденсатора выражена в пикофарадах, например:5100;
200.
2
На современных схемах емкость конденсатора, выраженную в микрофарадах, всегда обозначают аббревиатурой «мк» (не «мкФ»). Запятая при этом может как присутствовать, так и отсутствовать. Например:200 мк;
0,01 мк.Обозначения емкости, выраженные в пикофарадах, при переходе на новый стандарт изменений не претерпели.
3
Несколько иной способ обозначения емкости используется при маркировке корпусов самих конденсаторов. Обозначение «пФ» или полное отсутствие названия единицы измерения говорит о том, что емкость выражена в пикофарадах. Микрофарады обозначают, используя сокращение «мкФ». Нанофарады обозначают русской буквой «н» или латинской n. Если часть цифр находится до этой буквы, а другая часть - после, то сама буква эквивалентна запятой. Например, обозначение "4n7" читайте как «4,7 нанофарад».
4
На миниатюрных конденсаторах (в том числе форм-фактора SMD) емкость обозначают при помощи специальных кодов, состоящих из цифр и букв. При их расшифровке руководствуйтесь документом, расположенным по ссылке, приведенной в конце статьи.
5
Помните, что емкость - не единственная характеристика конденсатора. При его использовании в импульсных схемах важен такой параметр, как эквивалентное последовательное сопротивление, в высокочастотных схемах - паразитная индуктивность. Нередко на корпусе прибора не обозначено ни то, ни другое, и эти параметры приходится измерять. Также важно знать полярность включения конденсатора, если он электролитический, и его номинальное напряжение. На импортном конденсаторе рядом с минусовым выводом имеется длинная полоса из дефисов, а на отечественном рядом с плюсовым выводом имеется знак плюса. Особый метод маркировки применяется на конденсаторах типа К50-16: оба знака полярности (плюс и минус) выштампованы на пластмассовом дне элемента.
Источники:
  • Коды емкостей миниатюрных конденсаторов
  • номиналы конденсаторов
Обратите внимание
На любом конденсаторе обязательно должна быть нанесена маркировка, которая может быть буквенно-цифровая или цветовая. Маркировка отражает его параметры.
Источники:
  • Цветовая маркировка резисторов, конденсаторов и индуктивностей
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500