Инструкция
1
В зависимости от способа использования лошади упряжки делятся на два основных типа: седельно-вьючную (если лошадь используется для езды) и собственно упряжь, когда конь является тягловой силой. В этом случае она состоит из хомута, шорки, шлеи, седелка.
2
Хомут – основная часть упряжи. Стандартно он состоит из трех частей: клещей, хомутины и подкладки. Если хомут предназначается для оглобельной запряжки, то у него имеются два гужа, а при запряжке с постромками используют гужевые мочки.
3
От клещей зависит размер хомута и его форма, а также прочность. Лучшим материалом для изготовления клещей считается прикорневая часть ствола деревьев твердых пород (клена, вяза, березы). Весят хомуты от 3 кг у выездных лошадей до 10 - у ломовых.
4
В дышловой запряжке вместо хомута используют шорку. Но при сравнении шорки с хомутом преимущество признается за последним. Главный недостаток шорки заключается в том, что она оказывает давление на меньшую площадь на теле лошади, из-за чего возникают потертости на груди и холке коня. Кроме того, она впитывает в себя влагу и при высыхании коробится и становится очень жесткой.
5
Для передачи тягловой силы от лошади к повозке в оглобельной запряжке служат гужи хомута и оглобли (если запряжка оглобельная). Они предназначаются для смягчения силы резких толчков, поэтому должны быть эластичными и очень крепкими. Изготавливают гужи из хребтовой части сыромятной кожи.
6
При оглобельной запряжке обязательно в состав упряжи входит седелка. Ее конфигурация зависит от лошадиной спины и может быть «стоячей», «горбатое» и «плоское» Под седелку обычно подкладывают плотник, которой изготавливают из рогожи для лета и плотного войлока для других времен года.
7
При работе на пересеченной местности в упряжке обязательно используют шлею. Она служит для удержания торможения воза при остановке, спуске со склона или езде рысью. Основная часть шлеи – ободочный ремень, который опоясывает корпус лошади и прикрепляется к хомуту.