Инструкция
1
Финансовое состояние предприятия оценивается многими показателями, одним из которых является порог рентабельности. Эта величина равна объему продаж в единицах товара или в деньгах, при котором компания покрывает все расходы, но при этом не получает прибыли.
2
Порог рентабельности представляет большой интерес для потенциального инвестора, поскольку несет в себе информацию о степени устойчивости предприятия, его способности извлечь максимальную прибыль, оптимизируя производство. Исходя из этого, у оценщика формируется мнение о способности компании выплачивать дивиденды и проценты за кредит.
3
Расчет показателя производится как в натуральном выражении, так и в денежном. Соответственно, существует две формулы для вычисления этой величины:ПРд = В*Рпост/(В - Рпер),ПРн = Рпост/(Ц - ЗСпер), где:ПРд и ПРн – порог рентабельного денежный и натуральный (в штуках товара), В – выручка, Рпост – постоянные расходы, Рпер – переменные расходы, Ц – цена единицы продукции, ЗСпер – средние переменные затраты.
4
Необходимо дать несколько пояснений по поводу составляющих величин формул. Постоянные расходы – это затраты, которые являются постоянной величиной, не зависящей от объема реализации и от направления его изменения (роста/падения). Величина переменных расходов прямо пропорциональна объему продаж и меняется вместе с ним. Средние переменные расходы - это та же величина на одну единицу товара.
5
По формулам видно, что при расчете порога рентабельности в натуральном выражении этот показатель равен соотношению между постоянными затратами и величиной, на которую цена штуки товара превосходит удельные переменные затраты. Т.е. можно сказать, что при совпадении этих показателей наступит точка безубыточности, когда предприятие не несет убытков, но и не получает прибыли.
6
Денежный показатель учитывает сумму выручки, это соотношение величин покрытия обоих видов затрат. Такой порог рентабельности более привлекателен для потенциального кредитора, поскольку делает более наглядными выводы о финансовой отдаче деятельности предприятия.
7
В целях повышения эффективности анализа экономисты предпочтительно строить графики, на которых отражаются линии всех показателей. Оси координат в данном случае представляют объем товара и прибыль соответственно. Порог рентабельности достигается в том случае, если кривая доходов пересекает и идет выше линии общих затрат.