Инструкция
1
С помощью метода наблюдения психолог фиксирует разнообразные проявления психической деятельности изучаемых людей. Он не вмешивается в ход событий. Например, изучая особенности классной работы учеников 6 класса, исследователь присутствует на уроках и наблюдает за поступками испытуемых. Подробно записывает их вопросы учителю, позы и выражения лиц. Затем обобщает собранный материал, анализирует и делает выводы о внешних проявлениях психики в конкретных условиях.
2
Метод эксперимента, лабораторный или естественный. Лабораторный проводится при помощи специального оборудования, или без него. Недостатком этого метода является тот факт, что испытуемый знает, что над ним ставят опыт и может ощущать лишнее нервное напряжение. Естественный эксперимент проводят в детских садах, в классе или в цеху, т. е. в привычных для человека условиях. Целью экспериментов является раскрытие закономерности психики в процессе обучения, воспитания или трудовой деятельности.
3
Особенности психики можно изучать в процессе ответов на специально сформулированные вопросы, для этого применяют метод беседы. План беседы должен быть тщательно составленным, сам процесс общения проводится в непринужденной обстановке. Все вопросы и ответы записываются на носитель, впоследствии данные анализируются и обобщаются.
4
Метод анализа продуктов деятельности человека основан на опосредованном изучении картин, чертежей, аппликаций и т. д. Все предметы, которые создает человек, носят отпечаток их создателя. По ним можно судить о развитии навыков, отношении к делу.
5
Анкетный метод проводится с помощью опроса. Анкета представляет собой от 5 до 25 вопросов об интересах, стремлениях и мнении о событиях. Полученные данные дают обобщенную характеристику группы людей.
6
Для выявления специфических навыков применяют метод тестирования, который представляет собой серии специальных вопросов и заданий. По результатам ответов можно определить уровень знаний и личных качеств человека, необходимых для той или иной профессии.